Смысловые галлюцинации?
Сегодня многие ругают молодежь: она живет безнравственно, не уважает старшее поколение, не ценит историю и культуру своего государства. Есть ли основания для таких речей? Если есть, то в чем причина безнравственности молодежи, где корень зла?
Недавно в «Макдоналдсе» познакомился с девушками лет восемнадцати–девятнадцати. Они зашли туда «покушать». Трапеза заключалась в поглощении остатков пищи с соседних столов. Мне захотелось понять, почему они опустились до этого — я подошел поговорить. Выяснилось, что с родителями девушки не живут. Родители якобы требовали от них слишком многого, и отношения разладились. Да и «когда в твоей жизни появляются панки, и вообще, клевые ребята, до родительских наставлений нет никакого дела…» (текст приведен к более цензурному виду). А теперь и вообще «от жизни ничего не надо».
Потом я остался наедине с одной из девочек (она оказалась студенткой колледжа). Вид у нее был несколько неопрятный, а в глазах — грусть, доброта и какая-то потерянность. Вот отрывки из нашей беседы:
— По какой причине ты не живешь дома?
— Я живу иногда…
— А почему иногда?
— С друзьями интереснее.
— Что побуждает тебя называть их друзьями?
— Мне весело с ними.
— И только?
— Ну, нет, они хорошие люди.
— Возможно. Но неужели тебе никогда не хотелось сказать маме: «Мамочка, давай погуляем по Москве, по этому чудесному городу?» Как ты думаешь, отказалась бы она?
— Не знаю, мне это никогда не приходило в голову…
<...>
— А вообще ты как-нибудь видишь смысл своей жизни, ставишь перед собой какие-то цели?
— Не знаю, рано еще об этом думать (девушке лет девятнадцать — Прим. автора), вернее не рано, наверное, но я как-то не думала…
<...>
Уходя, добрый человечек пожелал мне всего доброго. После разговора с этой почти беспризорницей, у меня осталось какое-то светлое чувство, пронизанное жалостью. Девушка потерялась в жизни, она не видит ее смысла, ищет утешения в компании так называемых «друзей» и, как следствие, «опускается на дно». Сколько же таких ребят в России? Тысячи тысяч. В больших городах и в малых, столицах и селах, до Урала и за ним...
В состоянии…
Жизнь общества во многом зависит от господствующего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образованная часть общества. Что же мы видим? Культ финансового благополучия. Все больше и больше людей втягивается в подлую игру «найди источник обогащения». Производители товаров экономят на всем, невзирая на снижение качества. Предприниматели продают бракованные вещи, генетически модифицированные продукты, обманывая население. Медицина отыскивает у пациентов немыслимые «букеты заболеваний» и лечит их за огромные деньги. Люди добиваются высот обманом, жаждой богатств. Деньги затмевают разум и сердце человека, и ничему другому он уже не может уделить ни внимания, ни времени.
Часто бывает так, что дети богатых родителей обеспечены всем, кроме родительской любви. Я имею в виду не ту любовь, которую мы получаем в виде опеки, защиты, хорошего образования и т. д. Я говорю о тех чувствах, которые мать передает своему чаду в колыбельной песне, я говорю о радости, которую она испытывает от каждого взгляда его ангельских глазок, об активном участии отца в воспитании, о его строгости и сердечности…
Современные продвинутые родители легко решили свои проблемы. Любовь и ласка матери заменена опекой няньки. Радость живого семейного общения — компьютерными играми, телепередачами, ночными клубами… Как итог: дети растут в окружении множества материальных благ, лишенных духовного смысла. Это прививает подросткам страсть к потреблению все новых и новых «удовольствий», способных заполнить пустоту души. И порою бедный ребенок, зависящий от всех этих фантиков и оберток, так себя «украсит», что не поймешь, кто перед тобой — парень, девица или диковинная птица.
Такие подростки тратят родительские деньги на свою внешность, на дорогую одежду, но не заботятся о душе — в результате они оказываются в полнейшем одиночестве. Их окружают друзья-пустышки, готовые в любой момент предать. С родителями отношения, как правило, плохие: по крайней мере, разговоры обычно проходят на повышенных тонах. В душе поднимается протест против окружающей действительности, против «злого мира». Он проявляется либо в виде вседозволенности, либо в растрачивании жизни на развлечения, либо…
Все три вида протеста являются попыткой самоутверждения, бессмысленного самоутверждения, лишенных смысла. Первые два частным образом порождают тип личности, как у той девушки, у которой «все было, но сейчас ничего нет и не надо». Третий — невыносимой болью разрывает вселенную…
…И без него
Теперь обратимся к менее благополучным социальным группам. Как живут семьи людей, не имеющих образования (хотя бы среднеспециального) и получающих гроши в виде зарплаты.
Человек, не имеющий средств, чтобы позволить себе те или иные блага, становится немного (или много) озлобленным на жизнь, на ее несправедливость. Это обстоятельство начинает давить на психику. Тогда возникает необходимость «расслабиться», «отвлечься», «забыться» — в алкоголе, наркотиках, преступлениях. Люди, зацикленные на своей экономической несостоятельности, так же как люди, одержимые экономическим благосостоянием, часто забывают о своих детях. Во-первых, постоянная проблема безденежья отвлекает от воспитания. Во-вторых, неудачи в жизни создают иллюзию, что всему виной дети, «лишние рты». Это наталкивает на мысль: «А пусть сами себе зарабатывают на пропитание». Известно, как ребенок может заработать...
Самое страшное, что в таких семьях вообще отсутствует понятие о духовности. Жизнь людей пуста и бессмысленна. На переднем плане — биологические чувства, а не гуманные. Но ведь суть воспитания человека (а не просто «живого существа») заключается именно в привитии ему гуманности. Если ее нет, то приходит простое биологическое самоутверждение — агрессия.
Шаги к истине
Получается, что данная проблема сводится к проблеме семьи, в которой не находят места такие понятия, как искренняя любовь друг к другу; строгость в воспитании детей, сочетаемая с глубоким милосердием; увлеченность искусством; соблюдение семейных традиций и духовность. Вместо них царят мысли о деньгах (или их отсутствии), детей сбывают с рук либо нянькам, либо улице. Культурное просвещение вообще не является частью семейной жизни (мол, достаточно того, что дают в школе). Таким образом, семья теряет святость и превращается в «ячейку общества», бессмысленного общества, не имеющего целей.
И вот парадокс свободы — для того чтобы выбирать, необходимо, чтобы было из чего делать выбор. Поэтому ребенок зависит от того, какие смыслы предложит ему семья (выбор, осознанно или нет, он делает сам). Семье смыслы предлагает общество. Ну, а перед обществом ставит выбор опыт предшествующих поколений, путь предков.
Поэтому ради наших детей необходимо, чтобы на каждом уровне выбор был сделан в пользу Смысла и Истины. Такой выбор наши предки сделали — сегодня они предлагают российскому обществу продолжить их путь. Наше собственное культурное наследие, созидавшееся на протяжении веков, содержит все те смыслы, которых так не хватает русскому человеку для нормальной семейной (и не только) жизни. Но, к сожалению, наше сознание, искаженное духом материализма, не хочет принять этого наследия, так как везде и всюду оно переплетается с Православием. А всякое упоминание о Православии вызывает негативные эмоции со стороны значительной части населения (особенно молодежи), которая делает поспешные выводы, не понимая даже азов веры. По-моему, такой подход сравним с попытками человека, не имеющего навыков сложения и вычитания, рассуждать о дифференциально-интегральном исчислении. Но не суть. Я говорю о том, что пока мы не поймем всей ценности смысла жизни наших предков, мы не обретем смысл собственной жизни. Если мы его не обретем, не будут согреты теплотою жертвенной любви наши семьи. Не будет истины в семье — и наши дети останутся один на один со всем тем злом, в котором мир лежит.
….Возможно, если бы девочка, которую я встретил в «Макдоналдсе», знала о том, что вместо друзей-наркоманов ей можно обратиться к Богу, она бы сделала это. Тогда ей, вероятно, удалось бы обрести смысл жизни, о котором она даже не задумывалась. Но никто не помог ребенку. Кто знает, что будет с ней дальше?.. А мы еще размышляем, стоит ли изучать Основы православной культуры.
Читайте также:
Заметки учителя математики об учебнике А. В. Бородиной
Белая роза
«Мы на самом деле больше любим Россию, чем те страны, в которых мы живем»