Лекции в Политехе дали импульс живому общению с людьми, ищущими истину

Интервью протоиерея Максима Козлова, настоятеля домового храма МГУ во имя святой мученицы Татианы, профессора МДА для православного образовательного портала «Слово» .

Архимандрит Тихон (Шевкунов) и прот. Максим Козлов на лекциях "Православная семья"

Интервью протоиерея Максима Козлова, настоятеля домового храма МГУ во имя святой мученицы Татианы, профессора Московской духовной академии для православного образовательного портала «Слово» .

Вы участвовали в чтении адресованного молодежи цикла лекций в Политехническом музее на тему «Православная семья в современном мире», которые были устроены Сретенским монастырем. Каковы Ваши впечатления от участия в этом проекте?

Самое приятное и самое светлое впечатление произвели сами слушатели. Уже второй год я принимаю участие в публичных лекциях, организуемых Сретенским монастырем. Когда в 2005 году архимандрит Тихон предложил мне читать в Большой аудитории Политехнического музея курс лекций «Непознанный мир Веры» я отнесся к этому, как к очередному его романтическому проекту, сказав, что читать-то я буду но, может быть, найдем какой-нибудь зал поменьше? Кто придет на эти встречи? Людям нужно учиться, работать. Среди рабочей недели ехать через всю Москву в Политехнический музей и сидеть там до половины десятого, и так раз в неделю в продолжении полугода они не соберутся. Собрались!

Все это было в позапрошлом году, а осенью 2006 года на лекции не просто пришло некое количество слушателей, все встречи проходили при заполненном зале, а ведь там помещается несколько сот человек. Молодых людей среди них в этом году оказалось заметно больше. В основном на лекциях присутствовали студенты и молодые люди в возрасте до тридцати пяти лет, которые внимательно слушали и задавали много вопросов. Очевидно, что они находили для себя что-то важное в этих лекциях. С одной стороны, тема в этом году была очень точно найдена: от общих мировоззренческих или апологетически-просветительских лекций нужно, может быть, действительно, переходить к более адресным, обращенным к конкретной аудитории. Сам по себе вопрос создания православной семьи в начале XXI века является жизненно важным для большинства наших молодых прихожан. Отмечу интересные организационные ходы: не только чтение лекций, но и общение молодежи в кулуарах, модерируемое учащимися Сретенской Духовной семинарии, затем наши ответы на вопросы слушателей, задаваемые уже по результатам дискуссий в этих группах. Это была очень удачная находка самого отца наместника.

Посетители лекций о православной семье в Политехническом музее

У меня от участия в этом проекте остались очень хорошие впечатления. Единственно, что как-то хочется не терять из виду этих молодых людей с ясными глазами и с умными вопросами, которые собирались в Политехническом музее. Хочется что-то дальше делать с ними. Очевидно, вместе с тем, что этот опыт нельзя механически воспроизво-дить, потому что иначе произойдет то, что происходит сейчас на лекциях «звезд» нашей миссионерской эстрады, таких, как о. Андрей Кураев, А. И. Осипов и К, аудитория кото-рых в пределах конкретного города состоит на 70 % из одних и тех же людей. Неважно, поклонники это их или оппоненты, но эти люди уже жить не могут без такого общения. Это фактически система фанатов, таких же, какие были, скажем, у Козловского и Лемешева — не буду называть менее радостных имен для наших миссионеров. Явление это, объективно говоря, существует и нужно думать как дальше работать не только с уже при-влеченной аудиторией, но и находить новую. Я надеюсь здесь на режиссерский гений о. Тихона.

Какие вопросы Вам чаще всего задавались?

Часто спрашивали: как не ошибиться при выборе спутника жизни, как понять, что есть воля Божия на создание семьи? Вторая не менее многочисленная группа вопросов, сводилась к выяснению того, что делать православной девице, которая никак не может встретить своего суженного — годы идут, «а Германа все нет». Как при этом правильно душу свою располагать, как не впасть в уныние, в отчаяние, в неправильные поиски? Бы-ли вопросы о пределах допустимого в период знакомства и в период брачной жизни и довольно большая группа вопросов о том, как сохранить семью в кризисах и коллизиях. Радостно, что в зале собрались молодые люди, в отличии от преобладающего большинства нецерковных современников, движимые желанием создать семью и, когда она создана, сберечь. Они понимают, что семья – такая ценность, которая больше почти всего в этой жизни стоит. То, что такие люди еще есть, очень радовало.

В перерывах между лекциями общение молодежи продолжалось

Были там ваши прихожане?

Было несколько человек, хотя я принципиально не ориентировал их на посещение лекций. В основном, мне кажется, это были встречи адресованные людям либо только воцерковляющимся, либо всерьез желающим решить тот вопрос, который был обозначен при организации цикла встреч в Политехе, т. е. найти спутника жизни. Это были все-таки не традиционные прихожане крепких московских приходов, которые, обычно, сами все эти вопросы для себя решают.

Конечно, любимых батюшек-то послушать кто-нибудь обязательно придет, так было и в этот раз, но мы старались это пресекать.

Пятьсот человек слушателей этого курса лекций даже для Москвы – капля в море. На Ваш взгляд было бы эффективным распространить опыт проведения подобных встреч в епархиях, может быть даже на базе духовных учебных заведений?

Это было бы очень хорошо. Я думаю, это было бы очень полезным видом деятельности для наших семинаристов и для преподавателей тоже. Можно, конечно, сделать это административной директивой, но окажутся ли удобоваримыми плоды такого директивного подхода, я не уверен. На самом деле нужно, чтобы был некто, подобный архимандриту Тихону, кто возьмется организовывать встречи с молодежью таким образом, что все окажутся заинтересованы. Если же просто свыше велят преподавателям семинарий читать, а семинаристам присутствовать, то можно не собрать пятьсот человек, а распугать тысячу пятьсот. Я всегда очень боюсь слона в посудной лавке. Если кто–то сам захочет распространять опыт Сретенского монастыря и повторить его – это возможно. Но, не дай Бог попробовать ввести такой курс, как некое обязательное мероприятие.


На сайте храма святой мученицы Татианы каждый пользователь Инета может задать Вам вопрос. Обращались ли к Вам с вопросами, подобными тем, что звучали в аудитории Политехнического музея?

По интернету задаются порой более жесткие вопросы потому, что анонимность больше и клавиатура большее стерпит. Думаю, любой священник, ведущий виртуальное общение, более получает писем с вопросами жестко оппонирующими, а не только предполагающими, что человек принимает одну с тобой систему ценностей. Такой корреспондент либо принимает ее отчасти, либо на самом деле полемизирует, опираясь на ключевые для тебя понятия. В позапрошлом году на цикле лекций «Непознанный мир веры» присутствовали такие люди, позиционировавшие себя, в качестве несогласных. На лекциях, посвященных теме православной семьи вопросов полемического характера практически не было.

Учащиеся Сретенской семинарии отвечают на вопросы посетителей лекций

На последней встрече в Политехе Вы заинтриговали присутствующих сообщением о том, что в Вашем храме также будут читаться некие лекции. Вы еще не готовы раскрыть эту тайну?

Это будет курс лекций, который по благословению Святейшего Патриарха Алексия начнется со второго вторника февраля, с тринадцатого числа и продолжится до конца весны. Он будет называться «Православие в лицах». Лица будут самые разные — и профессоров Московской Духовной Академии и Московского Государственного Университета, и архиереев Русской Православной Церкви, — людей разного возраста и социального положения, опыт жизни и опыт Веры которых может быть важен и полезен нашей молодежи. Наши встречи не будут систематическим курсом лекций. Это скорее попытка внутренней миссии, опирающейся на широко известное высказывание архимандрита Софрония (Сахарова) о том отблеске Небесного света, который человек должен увидеть в глазах другого, чтобы что-то понять в отношении христианской Веры. Этим тезисом вдохновляется наша попытка.

Встречи намечено проводить раз в две недели. Все это будет происходить прямо у нас в зале, который формально называется притвором храма святой мученицы Татианы. Пятьсот человек здесь, конечно, не поместятся, но человек триста при желании посадим. Вход будет свободным. Эти встречи станут отчасти продолжением того, что происходило на лекциях в Политехническом музее. Думаю, главная заслуга Сретенского монастыря, как устроителя этих мероприятий в том, что таким образом был дан некий импульс нашему внехрамовому живому общению с людьми, стремящимися обрести Истину и жить в соответствии с Ней.

Читайте также:
Встреча с поэтом Олесей Николаевой: «Современная русская словесность: pro & contra» откроет 13 февраля цикл лекций «Православие в лицах»
В «политехе» обсуждали христианский досуг...
Фоторепортаж из Политехнического музея


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале