Протоиерей Николай Соколов: Одна из задач священника на Олимпиаде - утешать тех, кто не занял место на пьедестале
Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной 28 января 2010 г. на патриаршем молебне в Храме Христа Спасителя |
- Отец Николай, Вы стали духовником нашей сборной шесть лет назад, когда проходила Олимпиада в Афинах.. Что изменилось за это время? Теперь спортсменам привычно видеть в Олимпийской деревне православного священника?
- Спортсмены теперь, надеюсь, по крайней мере, знают, что рядом с ними всегда есть православный священник и всегда во время Олимпийских игр могут прибегнуть к его помощи, прийти в церковь или часовню на территории Олимпийской деревни. Были случаи, когда люди исповедовались, причащались. Мы постоянно служим молебны, так что спортсмены получают духовную поддержку.
Но на Олимпийские игры люди едут не молиться, а соревноваться. Поэтому присутствие священника в определенном смысле поддерживает спортсменов, укрепляет, успокаивает и вносит в их жизнь определенную духовную составляющую. И люди, которые верят- а такие все почти - с радостью воспринимают священника, который ходит по Олимпийской деревне, заходит к ним домой, окропляет водой... Вед первое, что мы делаем - это окропляем Олимпийскую деревню. Точнее - ту ее территорию, на которой размещается российская делегация. И обязательно освящаем воду. Так получается, что в баках освящать воду невозможно. Поэтому в первый же день спортсмены выставляют очень много воды в закупоренных бутылках. Благодать Божия проходит где угодно, мы окропляем упаковки бутылок, так что у спортсменов в номерах всегда есть «личная» святая вода.
Также мы освящаем место отдыха спортсменов, «штаб» сборной, обязательно медпункт и еще помещение, в котором хранится спортивный инвентарь.
- «Мы» - это кто?
- Я и тот, кто меня сопровождает. Обычно - матушка, она поет. Бывает кто-то еще из местных священников. В Гонконге, к примеру, был отец Дионисий Поздняев, в Греции - отец Григорий Пигалов. В Ванкувере есть два храма, принадлежавшие РПЦЗ, а теперь уже Московскому патриархату. Думаю, будет возможность там отслужить литургии и принять спортсменов и руководство Олимпийского комитета.. Но в Канаде далеко отстоят друг от друга Олимпийские деревни: одна - рядом с городом, другая - за 120 км от него. Так что добраться до храма некоторым спортсменам будет сложновато.
- На территории самой «деревни» есть что-то вроде часовни?
- Олимпийская Хартия предусматривает, чтобы на территории деревни обязательно была временная часовня или, грубо говоря, некое помещение для совершения религиозных действий. И оно всегда есть, в разных качествах: где-то лучше, где-то хуже. Один раз просто выделили комнаты: одну - на христианам, другую - иудеям, третью - на буддистам, четвертую - другим. И христиане сменяли друг друга, начиная с 8-ми утра: православные, католики, протестанты...
- Православные священники разных стран служат вместе?
- По-разному. В Греции вместе молились. Иногда спортсмены просят за них помолиться. Например, греческие пловчихи и гимнастки просили отслужить молебен именно за них. Отслужили.
В моей практике таких случаев было два - в Греции и в Китае. Еще один раз когда шла Олимпиада в Турине, просили приехать в Альпы и отслужить молебен для наших лыжников. Они там в непростых условиях жили: в горах, в снегах... Мы туда приехали и на базе отслужили молебен, окропили святой водой инвентарь - лыжи и палки - и подбодрили спортсменов. Дали иконочки тем, кто просил...
Вообще в олимпийском штабе вывешивается расписание богослужений. Каждое утро - молебен о всяком добром деле. Записки оставляют с вечера. Кто хочет, может прийти, иногда приходит тренер, как правило, бывают 5-6 человек. Когда молебен отслужен, бывают требы «по домам». По Олимпийской деревне ходит спецтранспорт, так что можно добраться на нем.
- Священники живут в Олимпийской деревне?
- Как правило, в гостиницах вне деревни. И чтобы попасть внутрь, приходится проходить долгую процедуру аккредитации, многоступенчатые проверки... Нам ежедневно выдают пропуск. А чтобы его получить, приходится выстаивать длинную очередь. Это очень неудобно, однако в деревне мы жить не можем, а молебен служить нужно каждый день.
Иногда, правда, мы служим в местном храме, если он есть в городе недалеко от Олимпийской деревни. Если нет православного, договариваемся, например, с католическим. Святой водой окропим - и служим на антиминсе.
- Спортсмены - особая паства. Стремление к победе, подчинение всего себя достижению наилучшего спортивного результата, «дух соревнования» - совместимо ли это с христианством?
- Противоречия не вижу. В любой профессии погоня за собственной славой, за своим «я» приводит к разладу с христианским пониманием духовной жизни. Но если человек правильно ориентирован на христианскую стезю, это не мешает ему заниматься теми или иными видами спорта. Потому что в данном случае человек показывает те возможности, которые в него заложил Господь. В других они скрыты, а он сумел их развить, поэтому спорт его вдохновляет. Человек понимает, что тренируется не ради вот этого прыжка, а для славы Родины, из чувства ответственности за свою команду... Олимпийские игры - это же проявление лица своего народа на международном уровне.
Почти все спортсмены крещены, многие - истинно верующие христиане. И духовная жизнь - важная составляющая их деятельности, их побед. Многие перед стартами крестятся или осеняют себя крестным знамением после них. У многих при себе есть крестики, иконочки, которые им дали близкие люди или духовники. Немало «олимпийцев» едут на Игры по благословению духовников. И сам Патриарх служит молебен и обращается к спортсменам с приветственным словом.
- Совместим ли спортивный режим с церковной жизнью удается ли верующим спортсменам причащаться?
- За всю историю спортсмены на Играх причащались 2 раза, в Греции. Члены Олимпийского комитета причащаются, да. А спортсмены... Причастие ведь надо совместить с определенным образом жизни. Причаститься можно до того, как ты уехал на Игры. Зачем причащаться - и потом бегать кросс?
Чаще ко мне спортсмены обращаются по другой необходимости. Приходят расстроенные тем, что не заняли какое-то место. Поэтому одна из задач священника на Олимпиаде - утешать тех, кто не занял место на пьедестале почета. Люди часто впадают в отчаяние, приходят в состояние ступора: как же так, готовился несколько лет, а то и всю жизнь, чтобы попасть на Олимпиаду - и не получилось! Это очень тяжелое испытание. Тут проверяется характер, воля и духовное начало человека. И надо сказать, что человек правильно сделал, что поехал, не нужно отчаиваться. Это тоже воля Божья есть. Там же дело решают сотые доли секунды!
- Многим памятны кадры, когда Евгений Плющенко после удачного выступления поцеловал крестик... да и не только он. Видя такое поведение любимых спортсменов, многие их фанаты тоже могут обратиться к Церкви... Олимпийские игры - это особая площадка для миссии?
- Кончено. Церковь исполняет определенную миссию на Олимпийских играх. Даже вот такой пример: после окончания Игр многие становятся прихожанами нашего храма: спортсмены, гости, члены Олимпийского комитета.
- Какие истории за 6 лет окормления наших спортсменов Вам запомнились больше всего?
- Были случаи, когда человек приходил в Церковь уже после соревнований и говорил: «Я не мог этого сделать, если бы не Божие помощь».
Меня больше всего поразило, что к священникам обращаются не христиане, а, например, иудеи или буддисты. Говорят: «Мы веруем в Бога. У нас нет с собой духовного руководителя . Вы можете за нас помолиться?». Говорю: «Конечно! Вы же тоже спортсмены!». Спрашиваю их имена и молюсь. Был случай, из Азербайджана мусульманин ко мне обращался с подобной просьбой.
Во время Олимпиады в Пекине, когда начались события в Осетии, подошли спортсмены из Грузии и попросили молитв. Говорят: «Мы во вражде. Но Вы, пожалуйста, благословите нас». А я тогда даже еще не знал в чем дело, что за «вражда» (потому что еще не дошла информация) но, конечно, благословил их.
Такие моменты запечатляются в памяти. Их много очень. В экстремальных ситуациях, при напряжении всех сил человек переступает свои возможности и в этом видит промысел Божий и благодарит Бога.