Спецодежда для Патриархов
Материалы:
День Интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (о празднике)
Как поставляют в Патриархи? (об изменяемых традициях)
Первый Патриарх XX века (об интронизации святителя Тихона)
Облачение для Патриархов можно назвать «специальным» не только в силу того, что Первоиерарху Православной Церкви положено носить нечто особенное. Роскошь и великолепие вышивки по бархату и парче, золотое шитье и драгоценные камни являются символом того, как Бог может преобразить человека, символом красоты и полноты будущей жизни в Боге, к которой должен стремиться христианин.
Облачение Патриарха кроме обычных священнических одежд состоит из специального архиерейского одеяния. Богослужебная одежда допетровских Патриархов могла весить более 16 кг. Для болевшего Патриарха Пимена сшили облегченное облачение — без мантии оно весило меньше 3 кг. Современное облачение Патриарха, несмотря на внешнюю представительность, весит не так много — 3—4 кг.
Вне богослужения Патриарх обычно одет в черную рясу и белый куколь на голове. Также на Патриархе может быть длинная мантия зеленого цвета. Ряса — повседневная верхняя одежда монахов и священнослужителей всех степеней. Это длинная, до пола, одежда с широкими, опускающимися ниже ладоней рукавами. Как правило, ряса бывает черного цвета и застегивается на вороте и на поясе.
Такая одежда была распространена и в Иудее времен земной жизни Спасителя. О том, что Христос Сам носил похожую одежду, свидетельствует церковное предание и древние изображения. Каждая часть одеяний Патриарха имеет свое особое значение.
Мантия
Мантия — длинная, спускающаяся до земли накидка без рукавов, с застежкой только на вороте. Надевается поверх рясы.
У простых монахов мантия может быть только черного цвета. А епископская, или архиерейская, мантия со временем приобрела ряд отличий и теперь служит знаком епископского достоинства. Она просторнее и длиннее обычной монашеской. У епископов она бывает фиолетового цвета, а у митрополитов — голубого. Цвет патриаршей мантии — зеленый.
На епископской мантии спереди, вверху у плечей и внизу у подола нашиваются «скрижали» — прямоугольники с отделкой по краям и крестами или иконами внутри верхних прямоугольников. В нижних скрижалях могут стоять инициалы епископа. Скрижалями называются каменные доски, на которых были высечены десять заповедей, данных Богом еврейскому народу. По всей ширине мантии проходят три широкие двухцветные полосы, называемые источниками или струями. Они символически изображают учение, истекающее из Ветхого и Нового Заветов, проповедовать которое — обязанность епископа.
Архиерейская мантия надевается во время торжественных процессий, при входе в храм и в определенных случаях на богослужении. Вообще же при облачении в богослужебные одежды мантия снимается.
Куколь
Куколь, или кукуль, — латинское слово, означает оно «капюшон». Такие островерхие шапочки, иногда доходящие до плеч или пришитые к плащу, были повсеместно распространены в Римской империи. Куколи именно такой формы носили первые египетские монахи. Поскольку похожие шапочки надевали и на младенцев, то они напоминали монахам о детском незлобии и простоте, которым надо подражать.
Куколь Патриарха белого цвета, он имеет форму круглого колпака, обтянутого наметкой — белой тканью, ниспадающей на спину и плечи. Наметка разделяется на три части. Они, вероятно, произошли из обычая монахов завязывать концы покрывала под подбородком в холодную погоду, а также так снимать головной убор в храме на молитве, чтобы куколь висел на спине и не занимал рук.
Куколь с наметкой, которая двумя нижними концами охватывает шею спереди, а третьим спускается на спину, оказывается очень похож на воинский шлем с бармицей. Образ монаха-воина, облаченного в доспехи для битвы, соответствует исконному пониманию христианского монашеского подвига как внутренней духовной борьбы с силами зла.
На лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых серафимов, на вершине патриаршего куколя находится крест. Белый цвет — это символ невещественного Божественного света и душевной чистоты. А образы серафимов — ангелов, стоящих ближе всего к Богу, — показывают верховное положение Патриарха в нашей Церкви. Может быть, поэтому появилось выражение: «Патриарх — ангел Церкви».
Панагия
Панагия — медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери — Всесвятая, по-гречески — «Панагия». Называя так Богоматерь, Церковь признает Ее высшей всех святых, превосходящей Своей близостью к Богу даже ангелов.
Такие небольшие иконки или другие знаки носили на груди еще в древности. Это были образы Богоматери, Иисуса Христа, иногда — просто крест на шнурке. Часто икону рисовали на маленькой коробочке, куда вкладывали какую-нибудь святыню, и носили тоже на груди. Отсюда греческое название «энколпион», что буквально значит «нагрудник», или «наперсник» (по-славянски «перси» — грудь). В наше время панагия представляет собой образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями.
Со временем панагия становится обязательной частью облачения епископов. Она возлагается при посвящении в епископский сан вместе с нагрудным крестом. Патриарху, чтобы выделить его среди остальных епископов, полагается носить две панагии и крест. Но сразу три нагрудных знака Патриарх носит только во время богослужения, обычно на груди у Патриарха мы можем видеть одну панагию.
Епископский жезл, или посох
Жезл епископа — это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне определенным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъем в гору, но и помогал погонять овец.
Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасет, знает и любит своих овец, заботится о них, и поэтому стадо слушается его. Образ пастуха прочно вошел в христианскую жизнь. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским.
С древних времен известен также жезл. Он являлся символом власти или почетного положения (вспомните царский скипетр — знак верховной власти). Такой жезл — это короткая украшенная палка.
Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой — является символом пастырства, мудрого руководства и власти.
Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому Патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху — с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь.
Дело в том, что еще один очень распространенный символ христианства — это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надежному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля — надежда на Бога.
Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок — два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний — от внешнего холода.
Великий параман
Параман представляет собой четырехугольник из ткани с изображением креста. По углам к нему пришиты завязки: ленты или шнурки. Надевается он таким образом, что четырехугольник оказывается на спине, а завязки образуют на груди крест.
Параман очень древняя часть монашеского одеяния. У первых монахов это были просто сплетенные из шерстяных нитей перевязи, которые завязывались также крестообразно. Вместе с поясом параман стягивал свободные одежды, чтобы было удобнее двигаться во время работы. Параман напоминает о Кресте, который взял на себя инок, пожелав следовать за Христом. Его носят все монахи под повседневной одеждой. Патриарший параман больше, чем обычный, и потому называется великим. Он надевается Патриархом поверх подрясника только перед богослужением.
Предносной крест
Патриарший предносной крест — это художественное изображение Распятия Христа, прикрепленное к древку. Во время богослужения его носят перед Патриархом.
Крест — самый главный христианский символ. Знак победы жизни над смертью, напоминающий христианам о подвиге Христа ради нашего спасения. С первых дней истории христианской Церкви крест использовался на богослужениях. Его изображали на священных книгах, церковной утвари, одеждах священнослужителей, устанавливали на куполах храмов и монастырей.
Обычай носить крест перед Патриархом возник в глубокой древности. Начиная с IV века в Иерусалиме, Константинополе, Риме и других важнейших городах христианского мира большое значение имели богослужебные шествия по городу с остановками на городских площадях, с совершением служб в тех или иных городских церквях (в зависимости от праздника). Наиболее торжественные из шествий возглавлялись Патриархами, и тогда перед ними носили большие украшенные кресты. Впоследствии предносной крест стал неотъемлемой частью Патриаршей службы вообще. Обычай носить крест во время любых богослужебных шествий, а не только Патриаршей службы сохранился и доныне — недаром сами эти шествия принято называть крестными ходами.
По материалам Patriarch-detyam.ru и Rian.ru