«Человек года-2006» протоиерей Владимир Диваков: «Церковь «Большое вознесение» – центр духовной жизни интеллигенции»
Протоиерей Владимир Диваков. Фото Александра Болмасова/«Татьянин день» |
||
Протоиерей Владимир Диваков — заведующий канцелярией Московской Патриархии, благочинный церквей Центрального округа города Москвы, настоятель храма в честь Вознесения Господня у Никитских ворот (Большое Вознесение). Почти вся его жизнь посвящена служению Церкви. За свою 45-летнюю священническую деятельность отец Владимир награжден орденами благоверного князя Даниила Московского II степени, Преподобного Сергия Радонежского II и III степеней, равноапостольного князя Владимира II и III степеней, государственными орденами Дружбы и Почета. В ноябре прошлого года протоиерей Владимир Диваков в числе других священнослужителей за выдающийся вклад в духовное возрождение России стал лауреатом национальной премии «Человек года-2006».
— Отец Владимир, расскажите о себе, в какой семье вы воспитывались? Как пришли к священническому служению?
— Я родился в 1937 году в Москве в светской семье. Мама работала учителем в начальной школе, а папа был офицером. В первые месяцы Великой Отечественной войны он погиб под Вязьмой. Меня и младшего брата воспитывала мама. Она, как и ее родители, была глубоко верующим человеком и с малых лет водила нас в храм. Я был крещен в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове. С детства помогал и прислуживал там же. И уже тогда для себя решил, что стану священнослужителем, но понимал — это произойдет не скоро. Я окончил школу и три курса Электромеханического техникума. В 1957 году поступил учиться в Московскую духовную семинарию, за тем продолжил обучение в Московской духовной академии, окончил ее в звании кандидата богословия. Служил в разных московских храмах. Настоятелем пресненского храма в честь Вознесения Господня у Никитских ворот (Большое Вознесение) стал в 1990 году.
Мой младший брат тоже священник. Сейчас он настоятель (ключарь) Берлинского собора. Сын также выбрал эту дорогу и преподает в Московской духовной семинарии.
— Много ли на Пресне храмов?
— Для меня, как настоятеля храма, который находится в Пресненском районе, и как для благочинного храмов Центрального округа, Пресня — это не какое-то географическое название Москвы, а центр религиозной жизни города. Пятнадцать лет назад в районе было всего три православных храма, а во всей Москве — 45. В начале 90-х годов началось восстановление утраченных православных святынь, которые всегда притягивали верующих. Нелегко шло их восстановление, многие храмы были серьезно разрушены. Сейчас только в Центральном округе действует 238 храмов, из них 14 — в Пресненском районе. Они наполнили жизнь Пресни не только духовным содержанием, но стали и архитектурным украшением района. Я бы не сказал, что на сегодня все храмы полностью отреставрированы. Десять лет шла реконструкция храма Николая Святителя на Трех горах, который находился в полу разрушенном состоянии. Сначала там располагался Дом культуры Павлика Морозова, затем в здании намеревались разместить цех Трехгорной мануфактуры. Помещение ничем не напоминало храм. Другой пресненский храм — Иоанна Богослова на Тверском бульваре вообще был в аварийном состоянии. В целом святыни восстановлены, но многое еще предстоит сделать для того, чтобы полностью воссоздать их внутреннее убранство и вернуть им прежний вид.
— Расскажите о храме «Большое Вознесение», его истории.
— «Большое Вознесение» — это главный храм района. Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 году, в 1685-1689 годах он был заменен каменным. В том виде, в каком храм существует сейчас, он был построен в 1798-1816 (трапезная) и в 1827-1840 годах (основная часть храма). Главный храм возводился по проекту известных архитекторов того времени О.И. Бове и Ф.М. Шестакова с сохранением колокольни каменного храма XVII века. В XIX-XX веках храм «Большое Вознесение», обладавший прекрасной акустикой, стал приходом московской интеллигенции. С ним связано много исторических событий. Здесь венчался А.С. Пушкин, отпевали М.С. Щепкина, М.Н. Ермолову. В этом храме Святейший патриарх Тихон совершил свою последнюю службу. В 1931 году храм закрыли, колокольню разрушили, в помещении сначала размещался производственный цех, затем концертный зал. Казалось, духовные нити, связывающие передовых и образованных людей того времени, прервались. Но когда 23 сентября 1990 года здесь возобновились богослужения, храм «Большое Вознесение» вновь стал средоточием духовной жизни московской интеллигенции.
Восстановление храма проходило не просто. Внешне он выглядел благоприятно, но внутри было страшное зрелище. Вместо полов зияли глубокие провалы, имелось множество ненужных пристроек, проемов, которые пришлось ломать, вычищать и заново реставрировать. В музее Щусева сохранились некоторые фотографии внутреннего убранства храма. И по ним мы восстанавливали его. Провели очень сложные и дорогостоящие работы — резьбу по дереву, золочение, написание икон, роспись сводов. Интересно, что когда мы стали расчищать своды, а расчищать приходилось скальпелем по дециметру, то под 8-10 слоями краски обнаружили остатки прежней росписи. Сейчас эта живопись открыта. И мы ни сколько не жалеем, что положили столько сил, чтобы ее восстановить. У нас была возможность на что-то равняться и продолжать работу в том же стиле. Префектура Центрального округа и управа Пресненского района оказали значительную помощь в благоустройстве территории вокруг храма, где появились уютный сквер, фонтан. Власти округа и района также помогли восстановить колокольню, которая, по словам мэра Москвы Ю.М. Лужкова, стала доминантой площади и завершила архитектурный облик храма.
— Много ли в районе верующих? Кто сегодня ваши прихожане? Есть ли среди них молодежь? Приходят ли в храм известные люди?
— Верующих в храмах, я считаю, собирается достаточно. Хотя центр города не столь населенный, как новые районы. Но по праздникам многие люди из отдаленных районов приезжают к нам. Много приходит в храм интеллигенции, известных людей — артисты, деятели науки, политики и другие узнаваемые лица. Они ведут себя как обычные миряне, ничем не выделяются, не подчеркивают свою значимость.
Приходит и молодежь. Я бы сказал, сейчас поколение сменилось. Раньше в храмах, в основном, бабушки были. Это поколение ушло. В свое время нас предупреждали, что, мол, храмы наполняют бабушки, они уйдут - и никто не будет ходить. Храмы будут пустые. Но этого не случилось. Храмы все равно наполняются людьми, в том числе и молодыми. Они крестят своих детей, венчаются, принимают причастие.
— А бывает, что неверующие люди, будучи уже в зрелом возрасте, все же приходят к вере в Бога?
— Таких примеров немало. Недавно пришел 60-летний мужчина и попросил его окрестить. Сказал, что работал на телевидении, делал репортажи на православные темы, но сам все откладывал принять крещение. Был и такой случай. На Пасху пришел в храм пожилой человек — ветеран войны с множеством наград и попросил его крестить. Ему поясняют: надо подождать, сейчас Пасха, а он говорит, что ему было видение, и креститься надо именно сегодня. Его окрестили.
— Нашли ли в православной церкви свое место такие современные технические новшества, как сотовые телефоны, компьютеры, Интернет и другое?
— Конечно, сотовые телефоны проникли везде. Есть они и у священнослужителей. Никто не воспрещает ими пользоваться. Единственное, во время службы мы просим прихожан выключать свои телефоны. Разумеется, используются компьютеры и другая современная техника. Без нее сейчас немыслимо ведение документации.
Сейчас приходы стали использовать Интернет. Сайт - эффективный способ донести информацию до тех из прихожан, кому это удобно. На них помещаются расписание богослужений, анонсы приходских мероприятий, новости, рассказы о праздниках, странички для детей. Есть разделы, ориентированные на более широкую аудиторию. Сюда входят публикации духовенства, рубрики «Вопросы и ответы» и др. Домовой храм святой мученицы Татьяны при МГУ им. М.В. Ломоносова - пионер в этом отношении. Не так давно был создан официальный портал Русской православной церкви. На Пресне, например, собственный сайт есть у храма Святителя Николая на Трех Горах в Нововаганьковском переулке. Однако не стоит забывать, что никакие технологии не заменят личного, живого участия в церковном богослужении.
— Считает ли Церковь вредным для души ребенка компьютерные игры? На что лучше обратить внимание родителям, чтобы компьютер приносил для детской души больше пользы и меньше вреда?
— Мне кажется, чем меньше ребенок будет проводить время за компьютером, тем лучше. И чем позже дети садятся за компьютер, тем полезнее для них. Это все-таки виртуальный мир, а не настоящий. Кроме того, ребенку нужно двигаться, нужны физические упражнения, да и просто гулять и дышать свежим воздухом. Если мы будем воспитать детей так, чтобы они проводили время в виртуальном мире, отучались самостоятельно и творчески работать, мыслить, то вырастим людей пассивных, бездуховных.
—Сейчас в школах вводятся уроки православной культуры. Зачем они нужны?
— Истоки русской культуры лежат в православии. Именно оно формировало духовность, историю, самобытность нашей страны. Россия всегда была многонациональной страной. И люди терпимо относились друг к другу, к разным религиям. И это тоже заложено в православной культуре. Во многих городах России предмет «Православная культура» изучается с удовольствием, об этом говорят даже сами ребята, в том же Татарстане или Мордовии. Я знаю людей иудейской национальности, которые говорят: почему бы нам не изучать этот предмет, если мы живем в России и хотим знать российскую культуру и историю. Однако в Москве существует некоторое противостояние тому, чтобы в городских школах вводился этот предмет. Есть люди, которые, не вникнув в суть дела, считают уроки православной культуры законом Божьим. Но это не закон Божий, это, прежде всего, история и культура нашей страны. Кстати, Святейший Патриарх на одном из Епархиальных собраний этой теме посвятил целую главу своего доклада. Думаю, все трудности и противоречия все лее будут преодолены, и уроки православия появятся и в московских школах, пусть даже на факультативной основе.
— Отец Владимир, как вы относитесь к проекту «Пишем вместе историю Пресни», в рамках которого, например, вышла книга по истории Пресненского района, проводится много различных мероприятий, встреч?
— Я рад, что у редакции вашей газеты такая благородная цель. Вы занимаетесь не только информационным, но и духовным просвещением жителей района и москвичей в целом. И то, что вы пытаетесь написать историю своей «малой родины» — это благое дело, особенно для подрастающего поколения. Хотелось бы пожелать вам дальнейшего преуспевания в этом. Чтобы ваша аудитория расширялась, потому что такие темы располагают людей к вашей газете.
Газета «На Пресне» №7; 23 февраля 2007 г.