Патриарх Алексий: «Церкви нужно искать новые формы работы с молодежью»
Сегодня 23 февраля Святейшему Патриарху Алексию II исполнилось 78 лет. 25 февраля, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, Его Святейшество будет праздновать свой день Ангела. Предваряя это общецерковное торжество, мы публикуем отрывок, посвященный воспитанию молодежи и средствам массовой информации, из последнего интервью Патриарха Алексия ежегоднику «Предстоятель».
Воспитание молодежи
— Вы упомянули о необходимости религиозного воспитания молодежи для духовно-нравственного оздоровления общества. Насколько эта позиция Русской Православной Церкви находит понимание в обществе? В каких областях возможно ее сотрудничество с государственными органами?
— Воспитание молодежи — одна из первостепенных задач, стоящих перед всеми нами. Мы осознаем важность успешного решения этой задачи не только внутри самой Церкви, но и в общеобразовательных и в высших школах. В современном сложном и нестабильном мире происходит переоценка духовно-нравственных ценностей и традиционных устоев, и молодежи приходится особенно трудно в поисках духовной опоры и смысла жизни.
Мы последовательно выступаем за то, чтобы образование было основано на традиционных духовных ценностях. В основе воспитания должна лежать нравственная этика, учение о добре, представление о том, что существует абсолютное добро. Деятельность преподавателей и сотрудников высших учебных заведений должна быть направлена на повышение интереса студентов и школьников к родной культуре. Приходится признать, что мало кто из нынешних педагогов знает, чем живет современный студент, какие проблемы и трудности встают на его пути, а самое главное, что творится в душе каждого обучающегося в стенах вуза. Государство и Церковь должны объединить свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения. Только вместе мы сможем достичь достойного результата.
Весьма отрадно, что многие ответственные государственные деятели поддерживают инициативу введения в школьную программу предмета «Основы православной культуры». Хотя в обществе мы видим и обратное: противники преподавания этого предмета неверно понимают позицию Церкви или намеренно ее искажают. Церковь обвиняют в стремлении силами светской школы расширить свою паству. В общественное сознание упорно внедряется мысль о том, что основы православной культуры — это Закон Божий, который Церковь намерена преподавать чуть ли не в обязательном порядке. Но на самом деле речь идет о предмете культурологического цикла, преподаваемом на добровольной основе профессиональными педагогами. Возможность изучения такого предмета очень важна для каждого будущего гражданина, который имеет право знать об историческом, духовном и культурном наследии родной страны. Это особенно важно сегодня, когда молодежь забывает о таких вещах, как любовь к Отечеству, патриотизм, национальное достояние и наследие. Вне религиозного контекста невозможно понять всю сложность и красоту нашей истории. Без понимания духовных основ жизни народа немыслимо всерьез рассуждать о русской литературе, живописи, музыке.
Нередко высказываются опасения, что преподавание основ православной культуры неизбежно повлечет за собой обострение межрелигиозных и межнациональных отношений. Но действительность свидетельствует об обратном. Во многих регионах страны уже давно преподается этот предмет, и до сих пор нигде не было отмечено роста межнациональной или межрелигиозной напряженности. Наоборот, благодаря получаемым в рамках данного курса знаниям молодые люди начинают лучше понимать друг друга, учатся взаимному уважению.
На мой взгляд, мировоззренческая монополия материализма, поныне сохранившаяся в российском образовании, очень серьезно навредила гуманитарным научным исследованиям в нашей стране. Если в сфере точных наук советские ученые достигли феноменальных успехов, то в области гуманитарных знаний все далеко не так благополучно. Полагаю, что сохранение такой ситуации губительно для будущих поколений нашего отечества. Пастырская роль в деле воспитания должна быть не формальной, а действенной. Нужно искать новые формы работы с молодежью. В современную эпоху, когда рухнули все барьеры и завесы, когда через современные средства коммуникации молодому человеку открыт доступ практически к любой информации, живая проповедь Православия на доступном и ясном языке, подкрепленная личным примером благочестивой жизни и самоотверженного труда, — вот действенный способ донести Христову Истину до молодого сердца. И Церковь ждет этого свидетельства от своих пастырей и мирян.
Отрадно, что в последнее время активно развивается миссионерское и духовно-просветительное служение молодежи в интернет-пространстве. Тем не менее задачи, которые стоят перед всеми, кто испытывает тревогу за будущее наших детей, все еще велики. В прошедшем году во многих епархиях проходили форумы, посвященные проблемам воспитания молодежи. В Москве в очередной раз прошел Московский фестиваль православной студенческой молодежи, пятый по счету. Фестиваль ежегодно собирает молодых людей: столичное студенчество, представителей православных молодежных и детских организаций, тружеников на ниве православного молодежного движения со всей России и ближнего зарубежья. За пять лет проведения фестиваля было вручено 50 премий «Обретенное поколение».
В 2006 году впервые был организован международный съезд православной казачьей молодежи на Донской земле. Инициатива родилась в среде донских казаков, которые попытались собрать на форум молодежь со всех казачьих регионов России, из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья для того, чтобы воскресить в памяти славные страницы истории казачества, духовные заветы своих предков, верой и правдой служивших Российскому государству. Молодежный казачий съезд проходил на земле, где веками складывались православные устои жизни, твердо соблюдались евангельские заповеди, как в семье, так и в обществе. Здесь превыше всего ценились долг и честь, мужество и отвага, любовь к отечеству и готовность отдать жизнь «за други своя» (Ин. 15:13). Отрадно, что эти благие и угодные Богу, Церкви и отечеству традиции сегодня возрождаются. Стоит также отметить Международный московский рождественский конкурс-фестиваль детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда», который проводился в целях духовного, нравственно-эстетического и патриотического воспитания детей и подростков, выявления и поддержки юных дарований, возрождения любви и интереса к традициям Православия, истории и художественно-культурному наследию Москвы.
В начале 2007 года в Москве вновь прошли Международные Рождественские образовательные чтения. Этот форум состоялся уже в пятнадцатый раз, и тема его звучала следующим образом: «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке». В рамках предстоящего форума состоялись первые молодежные Рождественские образовательные чтения. Их цель — пробуждение живого интереса молодежи к традициям Русской Православной Церкви, истории нашей родины и ее святыням, духовным истокам отечественной культуры; помощь молодежи в обретении православного мировоззрения, основываясь на котором, молодые люди смогут успешно решать серьезные проблемы современной жизни и взять на себя ответственность за будущее своей страны. Это достойное начинание, которое мы намерены поддерживать и развивать в будущем.
Средства массовой информации
— Ваше Святейшество, в своих выступлениях Вы постоянно говорите о роли средств массовой информации в формировании общественного сознания. Каково, на Ваш взгляд, положение дел в этой области на сегодняшний день?
— Средства массовой информации играют большую роль в деле воспитания молодого поколения в современном обществе. И Церковь обеспокоена тем фактом, что, несмотря на изменения в лучшую сторону, а именно: появление православных телеканалов, печатных изданий, православных порталов, — в большинстве своем СМИ не несут обществу ничего положительного, а скорее даже наоборот.
Церковь осуждает телевизионные программы и печатные издания, разрушающие нравственные устои. Но таких программ и изданий, к сожалению, не становится меньше. Подобные тенденции в информационной сфере свидетельствует о нравственной болезни, поразившей современные российские СМИ. Мы вынуждены признать, что исцеление от этого недуга идет слишком медленно. Ценности, которые проповедуют многие светские средства массовой информации, находятся в разительном противоречии с чаяниями и надеждами большинства россиян. По-прежнему на телеэкранах царят жестокость и насилие. В сознание человека внедряется культ потребления.
В редакциях печатных и электронных СМИ господствует стремление добиться коммерческого успеха любой ценой, поэтому там часто забывают о том, что высокий профессионализм журналиста неразрывно связан с его моральной и гражданской ответственностью и, можно с уверенностью добавить, обусловлен наличием этой ответственности. И наоборот, нравственный нигилизм журналиста не только ранит душу каждого из тех, кто составляет его многочисленную аудиторию, но и отзывается моральным опустошением, социальными и духовными язвами в масштабах всей России.
В 2006 году проходил первый православный Сретенский кинофестиваль в Обнинске. На нем демонстрировались художественные и документальные фильмы, раскрывающие различные аспекты современной социальной проблематики через призму православной традиции и культуры. Ежегодный Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России» проводится с 2004 года в Костроме и Галиче, при поддержке Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и Министерства культуры и массовых коммуникаций России. Уже во второй раз был проведен фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Стоит отметить художественно-публицистический фильм «Паломничество в Вечный город», созданный Церковно-научным центром «Православная энциклопедия», который получил приз в рамках XV Международного кинофестиваля «Золотой витязь».
Выработаны новые формы адекватного отражения событий церковной жизни и позиций Русской Православной Церкви по вопросам общегосударственной значимости. Этому способствовала активная деятельность Пресс-службы Московской Патриархии, Службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей, Издательского Совета Русской Православной Церкви. Ряд епархий серьезно пересмотрели свою информационную политику: созданы новые епархиальные пресс-службы, телестудии и печатные издания. На качественно иной уровень вышло взаимодействие между епархиальными и региональными светскими средствами массовой информации. Особенно хочется отметить стремительное развитие православного телевещания. Еще три-четыре года назад к самой возможности появления православного телеканала многие относились скептически. Сегодня у нас развиваются несколько подобных каналов, и их аудитория постоянно расширяется. Планируемый в ближайшем будущем переход телеканалов на цифровое вещание по всей территории России несомненно будет способствовать развитию подобных проектов.
Патриархия.ru
Читайте также:
День студенчества: интервью с предстоятелем Русской Православной Церкви
«Мы воспринимали возможность получить образование как милость Божию...»