В основании преподавания Основ православной культуры должна лежать научная теория культуры
д. ф. н., проф. Александр Александрович Волков. Фото www.portal-slovo.ru |
||
– Преподавать «Основы православной культуры» необходимо. Культура – исторически сложившаяся система хранимых моделей мышления, деятельности и образцовых произведений, которые воспроизводятся в текущей жизнедеятельности общества. Если культура разрушена, общество распадается и прекращает свое историческое существование. Вот почему с качеством освоения культуры напрямую связана безопасность общества. Культура России сложилась в Средние века как культура христианская. Мы унаследовали христианскую религию и христианскую духовную мораль, письменную словесность, изобразительные искусства, правовые нормы, принципы государственного управления, военное искусство от Византии. Все эти формы культуры насквозь пропитаны христианским, именно восточно-христианским, православным миропониманием. Православная культура была и остается основой общенациональной культуры России. Она в одинаковой мере значима для всех, кто живет в России, говорит, читает и пишет на русском языке и является членом российского общества, независимо от вероисповедания, профессии и политических убеждений.
«Основы православной культуры» при нынешнем состоянии общего и высшего образования – единственный предмет, который развивает духовную мораль. Нормы духовной морали противостоят эгоистическим личным, корпоративным и этническим нормам морали практической. При неизбежном столкновении различных частных целей и интересов людей только духовная мораль с ее принципами любви к Богу и ближнему, свободы воли и ответственности, милосердия и справедливости, честности и трудолюбия, смирения и достоинства человека, сознательной социальной дисциплины и творчества может быть источником разрешения конфликтов, правосознания, общественного служения и продуктивной политики. Без норм духовной морали цивилизованное общество существовать не может – оно обречено на войну всех против всех.
Но духовную культуру невозможно преподавать внешним образом: преподаватель должен сам принадлежать той духовной культуре, которую преподает, в своей собственной жизненной практике. И освоить духовную культуру можно только как жизненную позицию, добровольно. Поэтому «Основы православной культуры» следует преподавать как факультативный предмет.
Существует мнение, что раз у нас плохие учебники, недостаточный состав преподавателей, надо сначала подготовить преподавателей и учебники, а потом преподавать.
Это мнение мне кажется неверным. Состав преподавателей, их профессиональная подготовка, учебники и методика складываются в ходе преподавания. Преподавать «Основы православной культуры» следует и в общеобразовательной школе, и в высших учебных заведениях и одновременно разрабатывать и проверять на практике программы, учебники и методику. Но в основании преподавания «Основ православной культуры» может лежать определенная научная теория культуры, в противном случае предмет будет скомпрометирован.
Современное понимание культуры сложилось относительно недавно, и само слово культура приобрело современное значение в конце XVII – ΧVIII веках. Это современное понимание культуры развивается в связи с сентиментализмом и романтизмом, с интересом к прошлому, к истокам народной жизни, к истории духовной и творческой деятельности конкретной языковой и этнической общности. В XIX веке история культуры складывается как предмет научного исторического исследования в работах Якоба и Вильгельма Гриммов, В. фон Гумбольдта, и др. в Германии, А. Н. Веселовского и его школы в России. В XIX и в первой половине ΧΧ века создаются замечательные работы по истории культуры, например, Я. Бургхарта, К. Фойгта, И. И. Срезневского, А. Н. Веселовского, Л. Нидерле, У. фон Виламовиц-Мейендорфа, Г. Париса, Ш. Бедье, А. А. Шахматова, Ф. И. Щербацкого, В. Я. Проппа, Л. Ольшки, В. Йегера и многих других, в основном филологов и историков. Этот громадный корпус исследований, наряду с этнографическими описаниями, исследованиями историков искусства и составляет собственно научное содержание предмета культурологии. Вместе с тем проблемой культуры начинают серьезно интересоваться философы, как например, В. Вундт, А. Бергсон, Дж. Дьюи, Б. Кроче, О. Шпенглер, К. Ясперс, Г. Г. Шпет, Н. А. Бердяев, работы которых (исключая Дж. Дьюи и, пожалуй, Б. Кроче) представляют собой в основном различного рода умозрения достаточно произвольного характера, а за ними – и социологи.
В современных учебниках культурологии, в частности — «Основ православной культуры», которые пишут, трудно понять, то ли психологи, то ли социологи, то ли педагоги, то ли журналисты, самым причудливым образом перемешаны различные философские, психологические, этнографические, социологические, политические представления, дополняемые в меру осведомленности авторов некоторыми сведениями искусствоведческого, богословского, этнографического и иногда даже собственно историко-культурного характера. Дело в том, что духовная культура – классический предмет филологии (языкознания и истории литератур), а также истории и искусствоведения и требует основательной специальной подготовки. История и теория культуры как научное знание конкретны, то есть являются историей и теорией определенной (античной греко-римской, немецкой, русской, индийской, китайской и т. д.) культуры. Сравнительная или общая культурология регулярно впадает в различного рода фантазерство, поскольку не располагает строгими методами сравнительного исследования, как лингвистика или сравнительная фольклористика.
К сожалению, современные учебники по большей части лишены какого бы то ни было теоретического основания. Поэтому нужно думать о том, какую именно научную концепцию мы принимаем и кладем в основание курса «Основ православной культуры». И когда мы это поймем и обсудим теоретические и философские основания предмета, мы сможем создать некоторые предпосылки для разработки школьных и вузовских курсов и для подготовки преподавателей. Потому что одно дело – методика и содержание преподавания в школе, другое дело – методика преподавания в вузах.
Поэтому я полагаю, что для того, чтобы правильно и надежно построить этот курс, необходимо организовать научное обсуждение предмета культуры в целом и предмета православной культуры в частности, обсуждение, в котором приняли бы участие специалисты – филологи, богословы, искусствоведы, правоведы, этнографы, а не педагоги, психологи, экономисты, журналисты.
Читайте также:
Заметки учителя математики об учебнике А. В. Бородиной
Нам в Белгороде виднее, куда направить свои силы
Настоятель университетской церкви прокомментировал введение «Основ православной культуры» Первому каналу