О Православии, Университете и ТД — декан соцфака МГУ
Фото www.socio.msu.ru |
||
Владимир Иванович Добреньков, декан факультета социологии МГУ им. М.В. Ломоносова, любезно откликнулся на предложение поделиться мыслями с читателями интернет-издания «Татьянин день» в преддверии студенческого торжества. Возможно ли присутствие Православной Церкви и в сфере российского образования? В каком виде и на каком уровне это приемлемо? Важна ли религиозная основа праздника — Татьянина дня? Каким должен быть современный студент? — темы размышлений Владимира Ивановича.
Участие Православной Церкви в обучении и воспитании студенческой молодежи — очень актуальная проблема для нашего общества, и если реально оценивать его нравственное и духовное состояние, то мы вынуждены констатировать очень большой упадок нравственности, даже отсутствие системы нравственных ценностей, которые всегда определяли и регулировали отношение молодежи ко всем сторонам жизни. И если мы говорим о судьбах современности, — современное российское общество переживает не самые лучшие времена. Самая главная проблема — не только экономическая, не только политическая и не столько проблема повышения благосостояния жизни человека. На мой взгляд, главная проблема — духовная. Мы не сможем увидеть Россию в полной мере могучей и процветающей страной, пока в принципе не решим проблему духовного преобразования человека.
Если говорить о стратегии развития российского государства и общества, то мы не в силах решить демографическую, образовательную и экономическую проблемы без того, чтобы в основе всего — в том числе и политики — лежала глубокая нравственность. Нельзя заниматься политикой и быть безнравственным человеком; нельзя заниматься бизнесом и быть безнравственным человеком. И так в любой сфере, какую бы мы ни взяли. И мне кажется, задача религии, и особенно нашей традиционной православной религии, — формирование вечных ценностей, таких, которые ярко выражены в Нагорной проповеди Христа.
Если бы мы, все человечество, соблюдали эти заповеди, мне кажется, во многом проблемы были бы решены. Я не хочу сказать, что Церковь и религия являются единственной панацеей в решении всех духовных проблем человека. Но нет никакой другой системы ценностей, которая бы прошла испытание веков и которая была бы такой же надежной опорой, как эта.
Поэтому мне представляется, что Россия не может возродиться — это моя точка зрения как социолога — без того, чтобы мы не обратились к нашему наследию — православной культуре, православной религии. Да, она не является сейчас государственной, но она была таковой, и без нее нет истории нашей страны. Так что я лично поддерживаю идею преподавать «Основы православной культуры» в средней школе, я считаю, что это абсолютно правомерная вещь. Каждый русский человек — когда я говорю «русский», я имею в виду не только одну конкретную национальность, но подразумеваю всех живущих в нашем российском обществе — особенно дети школьного возраста, должны знать эту культуру.
Думаю, что и в учебных заведениях целесообразны некоторые дисциплины, которые могли бы все-таки приобщить человека к истории российской культуры, к своей собственной истории, к своему наследию. А непосредственно в университетском курсе истории России необходимы разделы, посвященные истории русской православной культуры, Русской Православной Церкви.
С точки зрения организации учебного процесса возможна и факультативная форма обучения. На нашем факультете преподается такой курс, преподает его священник Алексий, сформировался уже определенный круг студентов, которые интересуются этими вопросами. Мы начали практиковать паломнические поездки среди студентов и преподавателей — вот уже будет третья или четвертая поездка, на днях отправляемся во Владимир, Суздаль, Боголюбово. И это не просто историческая экскурсия, это паломничество.
Мы участвуем в богослужении, люди исповедуются, причащаются, приобщаются к истории, знают культуру свою и так далее. Всегда с нами о. Алексий. У всех тех, кто участвует, необыкновенный духовный подъем, интерес. Я всегда участвую во всех этих паломничествах. Довелось побывать в Дивеево, поклониться преподобному Серафиму Саровскому. Вот и сейчас мы уезжаем — как раз приурочили к Татьяниному дню.
Татьянин день — это религиозно-культурный праздник. И я не стал бы его превращать в сугубо светский — то, что сейчас происходит. Может быть, со стороны Церкви нужно организовать какие-то мероприятия на факультетах: встречи со священниками, например, архиереями, вообще интересен любой человек, представляющий Православную Церковь. Сейчас ректор В.А. Садовничий подписал договор с Московской духовной академией. То есть уже есть сотрудничество между Университетом и Церковью. Конечно, здесь многое зависит от нас, от инициативы факультетов. Но если вы спрашиваете, каким бы я хотел видеть Татьянин день, — я считаю, что какую-то религиозную окраску он должен иметь, потому что превращать его в какой-то светский праздник, распитие бокала и только — совершенно неоправданно.
Горячо поддерживаю любую идею нравственного, религиозного, духовного воспитания нашей молодежи. Я считаю, она от этого только выиграет. И если говорить о нашем факультете — я поддерживаю любую инициативу, потому что сам православный христианин и хотел бы, чтобы и мои студенты были такими.
Мне хотелось бы привлечь студентов к одной такой акции, которая, на мой взгляд, должна иметь тоже воспитывающее значение для студентов, и может быть, не только нашего факультета. Пять лет назад трагически погибла моя дочь, у меня есть идея, она уже начинает реализовываться, — построить православный храм на месте гибели. Там стояла церковь, построенная еще в XVII веке князьями Трубецкими, появилась мысль — возродить эту церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая была разрушена до основания. Мы будем строить этот храм по обычным канонам, но мы хотим, чтобы наши студенты тоже каким-то образом приняли в этом участие.
Мне кажется, что такая акция будет иметь большое воспитывающее значение для ребят. Люди будут приходить в храм, очищать душу. Может быть, не сразу, но постепенно что-то будет закладываться. Да, они не осознают сейчас, но позже поймут, в чем принимали участие, и это очень важно. Чтобы в этом мире суеты, греха и зла они не потеряли себя, а остались добрыми, светлыми и чистыми. Религия только способствует этому, она ничего плохого не делает, она не только играет роль «резонно-компенсаторного утешения», она еще дает человеку силы противостоять злу, делать добро, творить это добро несмотря ни на что.
И главное — это не прилепляться душой ни к чему, к бренностям этого мира — богатству, каким-то ценностям, которые в жизни ничего не значат — карьера и все такое — все это не имеет никакой цены. Душа человеческая — вот единственная ценность. Одни раньше, другие позже — почти все к этому приходят. Плохо, когда человек умирает нераскаянным. Тогда действительно, я не знаю, что его ожидает в другом мире.
В современной действительности у Церкви много проблем: нет кадров, людей не хватает, история трагическая. Очень много врагов у Православия. Либералы, демократы сильно вредят, пытаясь под идеей свободы религиозного исповедания поставить рядом Церковь и какую-то секту. Проблемы эти требуют осмысления, споров, дискуссий. Но надо работать, и мне кажется, Московский университет — это не только храм науки. Он должен быть Храмом. Я не говорю, что церковным, Церковь у нас есть, но он должен воспитывать человека в самых лучших традициях русской культуры, и Православие играет в этом огромную роль.
Читайте также:
Декан журфака МГУ: Воспоминания о Татьянином дне
25 января, в Татьянин день, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Литургию в университетском храме
МГУ образца XIX века
Ф.М. Достоевский: Татьяна Ларина — апофеоз русской женщины
Два взгляда на чеховского «Студента»
Татьяна Рузская — русская свидетельница Нюрнбернского процесса
Татьянин день — 25 января
Дом Божий и революция
Байка о том, как один протоиерей экзамены принимал...