Протоиерей Игорь Пчелинцев: Духовное сосредоточение сырной недели не отменяет масленичного веселья
Настоящий православный путь - взвешенный и без крайностей. На Масленице устав дает возможность относительного внешнего послабления: нет поста в среду и пятницу, можно поесть блины-сладости. Но это не отменяет духовного препровождения последней недели перед постом.
Конечно сейчас мало кто на Масленицу ежедневно участвует в богослужениях, но радостно, что многие воцерковленные люди хотя бы слышали о том, что в эту неделю уже не едят мяса. И они хотя бы мысленно готовятся к предстоящим постовым изменениям. Это может кому-то показаться странным, но это уже определенное достижение возрожденного православия.
Духовное сосредоточение сырной недели не отменяет масленичного веселья, веселье духа - важная добродетель. Но впрок-то все равно не наразвлекаешься, но в пост мы должны вступить с радостным сердцем и бодрым духом: Сам Спаситель сказал: «... когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф.6:17-18).
Поэтому внешне пост - отнюдь не скорбное время. Внутри сокрушайся в грехах, плачь, если Господь даст тебе слезы покаяния. Но это должно быть известно только Богу, тебе и твоему духовнику, а не всем окружающим. А сколько у нас православных христиан, которые к посту относятся как к тяжелому испытанию - не отрицают его, но пост для них - мука. «Опять пост!», «Не успели еще от Рождественского поста отдохнуть...», постное нытье не отрезвляет душу.
Сжигать чучело, наверное, не надо. Конечно, какой-нибудь казуист, любое событие мира стремящийся трактовать православно, может усмотреть тут христианский смысл типа сжигания грехов огнем Божией благодати. Но в этом случае лучше не надо. Обычай проводов зимы - языческий, народный. Некогда он проводился в жизнь советской властью, которая внедряла подобные обряды, чтобы отвратить людей от церковности. Сейчас, когда государственный атеизм ушел в прошлое, наверное, не надо участвовать в этих сжиганиях, прыжках через костер. К теще на блины - пожалуйста, только не ругаться с тещей!
Говорят еще, что кулачные бои - старая добрая русская традиция набить друг другу морду, выпустить отрицательную энергию перед постом. Лучше надавать по морде себе (образно, фигурально конечно) и пойти попросить прощения у другого. Это намного ценнее, чем искалечить чужую физиономию. Церковь не случайно боролась с подобными развлечениями. Это не невинная забава: в них есть зло, какая-то древняя магия, которая людьми не ощущается, но приводит к расстройству целостности духа, души и тела.
Масленица - это такой полупост, потому что не едят мяса. Еще не время сугубого плача о своем внутреннем несовершенстве, но уже подготовка к посту.
Устав - мудрая штука: он разделяет время. Делает течение времени разнообразным и духовно насыщенным. В жизни современного человека весь годичный круг жизни до нелепости однообразен. Пять дней люди работают, два отдыхают - но для большинства это не святые дни, а просто «уик-энд». Сначала люди мучают себя на работе, потом - на отдыхе.
Плюс 2-3 недели отпуска - «расширенный уик-энд». Немного людей используют это время творчески, с пользой: посещают святыни или просто невинно отдыхают, а не гонятся за пляжными романами, за тем, чтобы напиться-накуриться на целый год.
Устав же предлагает нам схему годового разнообразия: время подготовки к посту, пост, пасхальное время, промежутки между постами, со вселенскими вехами праздников. Неделя о мытаре и фарисее - подумай об образе молитвы, о блудном сыне - размышляй о том, как вернуться к Отцу Небесному, в неделю о Страшном Суде помысли о собственной смерти и о грядущем конце этого мира и о жизни будущего века. Жизнь по Уставу в лучшем смысле богаче и прекраснее, чем в ритме «рабочей лошади». Православные люди ведь тоже работают, но это не мешает им в своей жизни ориентироваться именно на Устав. А то у нас для большинства вопросы Устава сводятся к проблеме даты празднования Нового года - как правильно, по новому или по старому стилю?
Записала Ольга Богданова