Псевдокучерская
Майя Кучерская. Современный патерик. Чтение для впавших в уныние. СПб., 2005. — 264 с.
Мнения православных читателей об этой книге полярно разделились: от неумеренных восторгов до резкого неприятия. Текст, обнаруженный нами в Интернете на сайте www.ru, скорее всего не принадлежит перу самой молодой даровитой писательницы, а поэтому мы публикуем его как «Псевдокучерская».
МК
Жила-была в Москве одна особа. Назовем ее МК. Только это не та МК, о которой вы сразу подумали. Та большая и желтая, эта маленькая и симпатичная. Та ежедневная газета. А эта писательница — рецензии да книжки пишет.
Понравилось ей всякие истории о батюшках сочинять. Напишет и в журнал отнесет, а потом и книжку издаст. И пошли у нее и тиражи, и гонорары, и главное, слава... Все ее читают, и русские, и русскоязычные. Одни ругают, другие хвалят. Словом, слух о ней пошел по всей Руси великой... Да что Русь... И диаспора о ней заговорила, и алия. А это уже и известность, прямо скажем, всемирная. Но МК ничуть не возгордилась. Все такая же скромная, симпатичная. Больше всего ей нравится сам процесс творчества. Дети в школе, а она целыми днями за компьютером, пишет, перечитывает свои истории вслух, бьет себя по бокам, хохочет, подскакивает, топает ногами и кричит: «Ай да МК! Ай да молодец... ай да сукина дочь!» А когда соседи снизу начинают шваброй в потолок стучать и грозить милицией, тогда она горько плачет...
МК и отец Митрофан
Вернулась как-то МК после презентации своей книги домой, легла спать. И является ей в тонком сне маститый московский протоиерей о. Митрофан. Бывший боксер, косая сажень в плечах, дверь ударом кулака пробивает. Держит в руке ее книжку для впавших в уныние и говорит грозно: «Не задирай подол Матери Церкви!». «Да я с большой любовью...» — испугалась в тонком сне МК. А о. Митрофан книжку отбросил и кулаком ей грозит: «Паки и паки говорю тебе, не задирай!..» — «Да я с большой любовью...» «Ах, с любовью», — рассвирепел о. Митрофан и как стукнет по двери кулачищем. Проснулась МК. Видит, книжка ее в углу валяется, а в двери дырка величиной с кулак. «Не нужно было пить водку на презентации», — подумала. И позвонила в ЖЭК. Чтобы прислали мастера дверь починить.
МК и o. МК
Один еще молодой, но также весьма маститый московский батюшка прочитал книжку МК. И так она ему понравилась, что он тотчас же ее перечитал. И пришел в еще большее восхищение. Повторил особо полюбившиеся места, посмеялся. И прочитал еще раз с начала до конца, ничего не пропуская. Восторг, восторг! Поучительно, нравоучительно, назидательно... Кристальный русский язык, тонкий юмор, меткая наблюдательность... Поздний Хармс, ранний Лесков... А тем духовным чадам, которым книжка не понравилась, сказал, что не доросли они еще до понимания настоящей православной литературы. А чтобы они восходили из меры в меру, благословил книжку МК читать за трапезой в храме, где он проходит служение в сане протоиерея. Так что сидят священнослужители и особо приближенные прихожане за столом, а нарочито поставленное духовное чадо вслух избранные места из МК читает. Правда, некоторые из трапезующих поначалу супом давились, особенно когда звучала история про батюшку-людоеда. Но ничего, скоро привыкли. Тем более что начался пост, и чтения до его окончания были отменены.
МК и батюшки-антисемиты
Села как-то МК рассказы о батюшках писать. «Один батюшка был антисемит... Другой батюшка был антисемит... Третий батюшка был анти¬семит... Четырнадцатый батюшка был антисемит... Сто восемнадцатый батюшка был антисемит... Шестьсот шестьдесят шестой батюшка был антисемит...» Даже устала по клавишам компьютера стучать. «Нужно уезжать из этой страны», — подумала. И уехала во Франкфурт, на книжную ярмарку, книгу свою о батюшках представлять.
О. Артемий Сельский и лекарство от уныния
Отец Артемий учился в Московском университете на филологическом факультете. По старославянскому и древнерусскому у него были одни пятерки, а по русскому тройки да двойки. Поэтому с однокурсниками, родителями и друзьями по футбольной команде он говорил по-старославянски. А в метро, поликлинике и деканате с трудом объяснялся по-русски. И решил он после окончания университета поступить в семинарию. Продолжить там изучение полюбившихся языков... А после рукоположения вообще перешел на старославянский. И паства его тоже речь свою старославянизмами уснащает. Правда, не так обильно, как о. Артемию хотелось бы.
Однажды в середине поста подходят к нему духовные чада. Впали в уныние от свекольной да морковной пищи. Телевизор отключили, к компьютеру не подходят. Только православное радио слушают, где их любимый батюшка по вторникам выступает. Мы, говорят, по «Радонежу» услышали, что вышла хорошая книжка для впавших в уныние. Дама написала, кандидат или доктор наук. И автора называют. Вы, батюшка, не читали? А то мы хотим благословение взять на чтение сей зело утешительной книги. Ну, батюшка им и отвечает: «Аз грешный, человек сельский, иначе красносельский. Борзостей латинских не текох, еллинских философов не читах, с мудрыми филологи в беседах не бывах, а учился книгам и буквам благодатного закона, како бы возможно грешную душу очистити от грех». И благословил их постом читать кроме канонов акафисты. Чтобы не унывали.
Продолжение следует.
Благодатный огонь №15/2006 г.
Читайте также:
Когда христианская литература бывает кусачей...
В Духовной библиотеке состоялось обсуждение книги М. Кучерской «Современный патерик»
Москва, Петушки, Лос-Анжелес, далее – везде…
История одного превращения. Как жизнь становится литературой