Утром или вечером?
Говоря об «утре» или «вечере», следует учитывать, что значения этих слов в греческом и затем церковнославянском языках (и, следовательно, в богослужебных текстах Православной Церкви) и в современном русском языке различаются. Можно привести такой пример. Слово «утреня», греческое ὄρθρος, образовано от глагола ὀρθρίζω. На славянский язык этот глагол переведен как «утреневать», но означает он, собственно, «вглядываться со всей силой». Имеется в виду тот момент суток, когда утро (в современном русском значении слова!) уже приближается, но солнце еще не начало всходить, стоят предрассветные сумерки, предметы едва видны. Соответственно, ὄρθρος - не совсем «утро», а еще только предрассветные сумерки. Поэтому по уставу «утро» - это два-три часа ночи. Аналогично и уставной «вечер» - это время около трех часов дня.
В тех монастырях, где сохранился уставной порядок жизни, в частности - на Афоне, монахи встают часа в 2-3 ночи, собираются в храме и служат утреню. Ближе к обеденному времени - часам к 10 утра - должно состояться второе богослужение - литургия. И в два-три часа дня - третье собрание братии в храме, вечерня.
Великим постом устав предусматривает 4 собрания: первое - утреня, второе - третий и шестой часы, третье - девятый час, вечерня и, если есть, литургия Преждеосвященных Даров и четвертое - великое повечерие в начале ночи. В обычные дни года эта служба не совершается, есть только малое повечерие.
В ситуации приходского храма великое повечерие, как правило, служат, когда читается Великий канон Андрея Критского, то есть на первой седмице Великого поста. В эти дни остальные службы - утренняя, дневная и вечерняя - соединяются вместе и совершаются утром, что дает очень длинную службу. Со второй седмицы возвращаются к обычной приходской практике, когда примерно равные по продолжительности богослужения совершаются дважды в сутки - утром и вечером. Таким образом получается, что вечерня, в том числе, если она - составная часть литургии Преждеосвященных даров, в пост служится утром. Но по уставу это уже «день».
В этом году в блогах, в частности - в сообществе «Устав» в LiveJournal , активно обсуждается Журнал № 41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года. Синод постановил:
1. Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным;
2. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость.
«Журнал Московской Патриархии», в котором это синодальное постановление было опубликовано (№1, 1969 г.) также сообщает, что «Решение было принято на основании поступивших представлений митрополита Сурожского Антония (который докладывал, что уже совершил несколько таких литургий и такое "возвращение к уставной практике" было воспринято верующими очень положительно; "служащий священник постился с полуночи, а верующие, желающие причаститься Св. Таинств, воздерживались от пищи, питья и курения в течение 7 предшествующих часов, т. е. от полудни") и архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского Ионафана (который вопрос о времени воздержания в таких случаях ставил перед Синодом, предлагая решить его "в духе церковных правил и с учетом немощей человеческих и церковной икономии"). Была заслушана также историческая справка проф. Н.Д. Успенского и архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия. Последний сообщил, что согласен с предложениями двух других Преосвященных, а в Бельгии и Голландии в двух храмах такая практика также имеется».
Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель Свято-Владимирского храма в поселке Разумное Белгородской области собирается продолжать традицию вечерних литургий, которую заложил предыдущий настоятель храма священник Петр Иванов. По словам протоиерея Димитрия, «опыт показал, что у людей работающих есть желание и возможность причащаться именно вечером. Вечерние литургии Преждеосвященых Даров для нашей епархии - не новшество. По традиции, в домовом храме святителя Иннокентия Московского Белгородской Духовной семинарии раз в неделю в Великий пост эта литургия служится вечером. И архиепископ Иоанн не против, если кто-то из духовенства тоже решит возрождать эту традицию.
Насколько я знаю, в нашей епархии есть несколько приходов, в которых литургию Преждеосвященных Даров также служат вечером.
Конечно, это важная тема. Ведь когда мы совершаем утреню вечером, а вечерню утром, то все переворачивается «с ног на голову». И, главное, нет разумных объяснений, почему так происходит. Единственный известный ответ: «Так сложилось»».
Заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и Библейско-богословской синодальной комиссии священник Михаил Желтов напоминает, что «по уставу литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться совсем не вечером, а в середине дня, часа в два-три, в послеобеденное время. Вообще, обед - ключевой момент. Литургия неразрывно связана с трапезой - это трапеза верующих со Христом, которая перетекает в трапезу верующих друг с другом. Соответственно, если нет литургии, нет и трапезы». По словам отца Михаила, «идея, что из совершения литургии после вечерни следует, что перед такой литургией с утра можно позавтракать, противоречит логике устава». Смысл такой литургии - совсем не в том, чтобы «причаститься после работы», а в усилении поста (понимаемого в данном случае как полное воздержание от вкушения пищи), который продолжается не до утренней службы, как обычно, а до второй половины дня. Таким образом, при совершении литургии Преждеосвященных Даров вечером пост становится более строгим. Ровно тем же является, например, традиция соблюдать пост «до первой звезды» в Рождественский сочельник.
Пока совершение литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время - скорее исключение, чем правило. Это показал и опрос, проведенный в жж-сообществе «Устав» . Практики вечернего служения этой литургии придерживаются в монастырях и некоторых приходских храмах. При этом, как свидетельствуют большинство участников таких литургий, причастники - за редкими исключениями - соблюдают пост с полуночи до вечера; в особенной степени это требование актуально для священнослужителей, в полном соответствии с процитированным выше мнением митрополита Антония Сурожского.