Алексей Варламов: Не надо никого подозревать в злых умыслах
- Ждете ли Вы какого-то результата от подписанного Вами письма?
- В этой ситуации я против одного: принятия скоропалительных решений. Но проблема действительно существует. Иконы писались не для музеев, а для храмов. И если позволительно говорить о воле авторов (иконописцев) и о праве собственника (Церкви), то когда икона остается в музее, эти права нарушаются. Это первое и безусловное.
- Читали ли Вы встречное обращение к президенту и патриарху от работников культуры и искусства? Не кажется ли Вам, что конструктивный диалог возможен? Каким мог бы быть компромисс в этом вопросе?
- Я очень уважаю людей, подписавших, "встречное" обращение, действительно, очень глубокое, искреннее, свидетельствующее о понимании проблемы, и полагаю, что ни о каком расколе между нами речи не идет. На мой взгляд, было бы правильным создать широкую экспертную комиссию, в которую вошли бы и представители Церкви, и музейного сообщества, а также искусствоведы, историки, писатели, художники, режиссеры - все, кто к этой теме неравнодушен, и стал бы возможен диалог. В конце концов, ни с той, ни с другой стороны, нет врагов культуры и нет врагов Церкви.
- Как Вы считаете, что нужно Церкви, чтобы гарантировать сохранность возвращаемых ей ценностей? Есть ли сегодня ресурс, необходимый для проведения квалифицированных реставрационных работ, создания условий хранения памятников?
- Об этом лучше спросить специалистов, но думаю, так широко и обще ставить вопрос не стоит. Где-то такие возможности есть, где-то их нет. Понятно, что многое упирается в финансирование, а оно зависит от бюджета региона или от возможностей епархии. Поэтому решение должно быть гибким.
Но главное - не надо никого подозревать в злых умыслах и не искать врагов в рясах или в музейных одеждах.