Алексей Абрамов. Записки резчика, или в поисках золотой середины

Книга написана профессиональным резчиком по дереву Алексеем Абрамовым, который выполнял заказы для мно-гих храмов: кресты, иконостасы, Царские врата. Мастер делится с читателем секретами ремесла, советует, как правильно общаться с заказчиками.

Алексей Абрамов. Записки резчика, или в поисках золотой середины. Москва, Издательство храма святой мученцы Татианы, 2005. – 160 с.

ISBN 5-901836-19-1

Книга написана профессиональным резчиком по дереву Алексеем Абрамовым, который выполнял заказы для мно-гих храмов: кресты, иконостасы, Царские врата. Мастер делится с читателем секретами ремесла, советует, как правильно общаться с заказчиками.

В качестве иллюстраций использованы работы автора.

На первой странице обложки изображены Врата по сербскому образцу. Храм в селе Сертякино Подольского района; на второй – Оклад Евангелия. Храм Троицы в Голенищеве; на третьей – Тройной киот. Спаситель, Богородица, Николай Чудотворец. Киот с искусственной патиной.

Содержание

Предисловие 3
Стиль 7
Эксклюзив из дерева 10
Русская деревянная скульптура 14
Опыт отношений с заказчиками 19
Труд резчика с духовно-нравственной точки зрения 23
Происхождение мифов, связанных с профессией деревянщика 29
Материал, его особенности и сушка 34
Заделка трещин и впадин, склеивание 45
Стамески для резьбы 55
Заточка инструмента 62
Изготовление щитов и заготовок под резьбу 69
Выпиливание лобзиком 78
Геометрическая резьба 82
Резьба плоскорельефная 85
Стильная резьба, рельеф 91
Скульптурная резьба 97
Отделочные работы 101
Рекомендации по технике безопасности 119
План-проект самостоятельной творческой работы 123
Краткая биография 126

Предисловие

Ora et labora (трудись и молись), – латинское изречение.

Вполне нормальным для здорового мужчины является желание заслужить признание и доказать, что он что-то значит в жизни. Самый распространенный и достойный способ – это труд в реальном, полезном деле. Многим мастерам приходилось слышать обвинения в свой адрес: «Он ищет заказ, он делает карьеру, он хочет заработать деньги». Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Автор этой книги, пытаясь охватить проблемы ду-ховной жизни верующего мастера, ставит своей целью помочь начинающему резчику.

Самое главное – это само дело и помощь Божья, которая дается при молитве. «На рынке цену Бог дает», – гово-рит другая русская пословица.

В минувшее десятилетие быстрыми темпами шло восстановление и строительство храмов, возрос спрос на рес-таврацию старинной мебели, но, вместе с тем, усилилась конкуренция, и повысились требования к качеству. Кон-курентов стоит уважать – они помогают нам расти. Большое значение приобретает умение правильно общаться с заказчиком, этой теме посвящена отдельная глава пособия. Особенно взыскателен заказчик столичный, и это об-стоятельство необходимо учитывать. В советское время можно было оправдывать изъяны работы отсутствием то-го или иного материала, инструмента, но сейчас это неубедительно. Надо учиться уважать и любить того, с кем имеешь дело. Только с надеждой на Бога можно выжить, оставаясь честным человеком.

Направление в моде на деревянные изделия в нашей стране отражает движение сознания общества в сторону на-циональных и религиозных начал. Одинаковость во всем, в том числе и в предметах повседневного быта, прель-щает все меньшее число людей. На смену фабричной безжизненной правильности приходит живая линия, факту-ра, патина, потертость. Вместо цветовой монотонности – живописность (это не значит пестрота). Позолота на резьбе не должна выглядеть, как новый пятак.

Большие возможности проектирования будущих художественных произведений дает компьютер, однако он накла-дывает особый бездушный отпечаток на всю работу. По готовой вещи сразу видно, если она задумана на компью-тере. К сожалению, не все еще этим пресытились.

Данное пособие написано в помощь кустарным мастерам, имеющим некоторый опыт работы. Тем же, кто начина-ет с нуля, необходим мастер-наставник, так как ничто не заменит живого общения со специалистом. Однако надо помнить, что «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26). Обучение невозможно без почтительного отноше-ния к учителю, который, имея свое мировоззрение и духовный склад, всегда оставляет след в душе ученика. Кус-тарный не значит неумелый: многие технические открытия были сделаны в гаражах и домашних мастерских. Но, тем не менее, стремиться дойти до всего самому нерационально. Получая знания от других, мы смиряемся, и за это Бог помогает что-то понять и нам самим. В средние века мастера держали рецепты в тайне, но все секреты становились доступны человеку, поступившему в цех. Сейчас в книгах пишут обо всем, а живого учителя найти сложно.

Я не ставлю своей целью в данном пособии подробное рассмотрение столярного дела, это раздел более широкий, чем резьба, хотя отчасти информация об этих ремеслах пересекается. Столярное дело в большей степени зависит от материальной базы и чаще требует выдумки. О приемах резьбы не имеет смысла говорить много, ибо это в ос-новном ощущения рук и меткость глаза, а не информация, которую можно передать, и постигается мастерство резчика во многом методом проб и ошибок. Учит больше всего сама работа. Взявшись за дело, хоть и испортив материал, все равно поймешь больше, чем при любом теоретическом обучении. Отрицательный опыт – тоже опыт. Возможно, стоило бы писать книги о том, как не надо делать, но это не принято.

Книга называется «Записки резчика», потому что все, что в ней изложено, я писал на верстаке в перерывах меж-ду работой, как пишут стихи.

Авторским эксклюзивном в технической части книги является технология изготовления полукруглых стамесок при помощи отрезного абразивного круга, описание покрытия современными отделочными материалами, а также ме-тоды работы над резной иконой. Количество приемов в деревообработке гораздо меньше, чем в наукоемких от-раслях, но их последовательность каждый раз другая, она разрабатывается в каждом изделии путем напряжения ума. В ремесле так же, как и в умственном труде, есть задачи типовые и нестандартные.

В этом ремесленном пособии я, автор и резчик по дереву, осмеливаюсь высказать в краткой форме основы миро-воззрения, которое помогает мне жить и освящает то, что делают мои руки. Если чего я и достиг, то благодаря Церкви и моим родителям.

Древоделием занимался Сам Спаситель в годы своей земной жизни перед тем, как выйти на проповедь. Каждый резчик должен помнить об этом.

Краткая биография

Алексей Абрамов родился в 1960 году в Москве. Мать – педагог-логопед, отец – журналист-международник. До-школьные годы провел в Африке с родителями. Учился в 59-ой лингвистической школе на старом Арбате. В 1977 году поступил в МЭСИ на факультет экономической кибернетики. В 1980 году крестился в Вильнюсе в храме Святых Константина и Елены. Находился под влиянием круга Артемия Владимирова (ныне настоятеля храма Всех святых в Красном Селе). В 1981 поступил в художественно-техническое училище по специальности краснодерев-щик. В 1982 вошел в число духовных чад отца Александра Шаргунова. В 1983 пошел работать по распределению в Третьяковскую галерею реставратором мебели. Частным образом занимался рисунком и живописью, а также ре-гулярно консультировался у иконописца и резчика Владимира Александровича Болтянского. В 1986 перешел ра-ботать в Останкинский дворец резчиком-реставратором. В 1987 женился на Лие Кокая, ставшей за годы совмест-ной жизни иконописцем, реставратором икон и живописцем. В 1988 участвовал в восстановлении Даниловского монастыря. С тех пор Алексей Абрамов работает самостоятельно в собственной мастерской.

Все это время, особенно в 90-х годах, активно изучал богословскую литературу, придавал большое значение воз-можности общения с преподавателем Московских духовных школ Максимом Козловым (ныне настоятелем универ-ситетского Татьянинского храма). В 1992 вступил в Международную федерацию художников при Юнеско, в сек-цию реставрации. Занимался изготовлением церковной утвари, иконостасов и резных икон. В 1996 работал в Бер-лине в Российском посольстве. В 1977 прошла персональная выставка в Русской школе под эгидой Славянской академии и общества «Паломник». В конце 90-х занимался преимущественно реставрацией. С начала нового ты-сячелетия к прочим занятиям добавляется скульптура и арт-дизайн. Алексей Абрамов получил звание лауреата на Всероссийском конкурсе «Дизайн 2002» за кресло «Царица Савская». В 2004 – работа в Вашингтоне по реставра-ции представительских интерьеров российского Торгпредства. В 2005 вступил в Международный союз дизайнеров на секцию арт-дизайн. Дизайнерские идеи разрабатывает совместно с женой. Летнее время с 1988 года всегда проводит в деревне Тверской области Старицкого района. Алексей является автором ряда статей в православной прессе, журналах «Клуб», «Мебель».

«Золотая середина» – мировоззренческое и художественное кредо Абрамова.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале