Чужие? История об армянской девушке и Русской Церкви
Моя жизнь была почти идеальной, и в то же время в ней не было почти ничего, кроме грусти и тоски по безвозвратно уходящему времени. И в этот момент началось возвращение к истокам, к началу. Я стала делать робкие шаги по направлению к Церкви. Сложно объяснить, почему именно Православной — просто так чувствовала, и все.
«Хотя бы Церковь нам оставили…»
…В тот день, как обычно, рано утром я пошла в церковь. На улице было жутко холодно и мрачно, казалось, сама погода просила остаться дома, но невозможно было отказаться от похода в церковь, который в последнее время стал праздником.
Служба уже началась. Я купила свечку и подошла к иконе, боясь потерять хотя бы минуту, но внезапно почувствовала на себе чьи-то косые взгляды. Повернувшись, увидела стоявших неподалеку женщин, которые как-то странно на меня смотрели, о чем-то перешептываясь. Такие взгляды я замечала и раньше, но тогда причин глядеть на меня косо было хоть отбавляй: а как еще смотреть на девушку, щеголявшую на службе в джинсах и явно не понимавшую, что, собственно, вокруг происходит. Но на этот раз проблема была явно не в одежде: до меня вполне отчетливо донеслись слова: «Только посмотри на нее, ни стыда, ни совести! Понаехали! Мало того, что всю страну засорили, так теперь и до церкви добрались! Постыдились бы, хотя бы церковь нам, русским, оставили». В этот момент я невольно пошла к выходу. Я просто не понимала, что делать дальше. Было ощущение, что на меня вылили ведро ледяной воды…
Дело в том, что я армянка. Крестили меня в Армянской григорианской Церкви, но крещение было скорее данью традиции, чем каким-то осмысленным шагом. Получив крестик, я долго не вспоминала о нем, запрятала далеко в шкаф. Не задумывалась о вере, жила, как все — до тех пор, пока душа не повела в храм. Пока не наступил момент, когда начала задумываться, что же я делаю, зачем я и куда иду. Пока не почувствовала, что живу не так. И с тех пор стало тяжело ходить в институт, учиться, встречаться с друзьями, хотя о такой жизни, какая была у меня тогда, иной бы, наверное, мог только мечтать… Но все как будто медленно затягивалось серой паутиной, которая, казалось, никогда не разорвется.
Моя жизнь была почти идеальной, и в то же время в ней не было почти ничего, кроме грусти и тоски по безвозвратно уходящему времени. И в этот момент началось возвращение к истокам, к началу. Я стала делать робкие шаги по направлению к Церкви. Сложно объяснить, почему именно Православной — просто так чувствовала, и все. До этого я «кидалась» то в мечеть, то к кришнаитам, потом, разочаровываясь, начинала повторять: «Тебе ничто не поможет. Никакого Бога нет…». Но от этого становилось все хуже и хуже. И в какой-то момент, почти безотчетно, я «рванулась» в храм, выбранный мною только потому, что когда-то я была там на экскурсии, еще в шестом классе. Там, внутри, за церковным порогом, мне вдруг сделалось легче.
Конечно, мой приход к вере сразу не разрешил всех душевных проблем — я думаю, что решать их придется еще долго. Но постепенно воцерковляясь, исповедуясь и причащаясь, я все яснее понимала, что Православная Церковь, Христос — это действительно Путь, Истина и Жизнь, что иначе я уже не могу жить. И вот мне грубо указали, что Церковь эта — «не моя».
И начались очень страшные для меня дни. Я не появлялась в храме полгода. Собираясь, вспоминала эти слова — и не могла идти. Ничего хуже со мной раньше не случалось. Мне было стыдно ходить по улице, стыдно ездить в метро, я старалась вообще пореже выходить из дому. Хотя и не могла понять, чего стыжусь и чего боюсь. Даже на некоторое время перестала носить крестик…
Причем моя вера никуда не пропала, не улетучилась. Но я все думала и не могла понять, имею ли я право носить крестик, ходить в «русскую» церковь, молиться перед иконой моего любимого святителя Николая Чудотворца — православного грека, которого так почитали, наверное, эти женщины. Я долго мучилась, думала, сомневалась и, в конце концов, поняла, что не могу жить без Церкви, что никто не может помешать мне идти ко Христу. В душе все равно осталась боль от того, что произошло. Но я никого не осуждаю. Наверное, это было для меня еще одним испытанием веры и его тоже нужно было пройти достойно.
Комментарий протоиерея Максима Козлова: Толпа некающихся грешников
Люди, считающие, что Русская Православная Церковь — это Православная Церковь исключительно для русских, безусловно, неправы. Очень жаль, что приходится говорить об этом отдельно, потому что в нормальной ситуации христианину не нужно было бы объяснять, что самая суть христианства (в отличие от замкнувшегося в национально-религиозной традиции иудаизма) — совершенно иная.
Православное христианство принципиально универсально, несводимо к национальной традиции, и в этом — одна из глубинных отличительных черт учения Христова.
Доказывать все это, казалось бы, не нужно вовсе. Но, увы, мы постоянно встречаемся с феноменом, заключающимся в том, что люди, называющие себя христианами, посещающие храмы, исповедующиеся, причащающиеся, слушать не желают и даже думать не желают о том, что говорит апостол Павел: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).
Непонимание универсальности христианства — это часто встречающаяся проблема. Это проблема христианства, ныне становящегося массовым. Да, церковного народа становится много, а христиан среди этого народа — мало. Многие люди ходят в церковь и каким-то субъективным образом ощущают приятность и комфорт от того, что именуют себя самих православными христианами, но спроси их — а вы Евангелие-то читаете? А вы Библию когда-нибудь читали? Да что там всю Библию — хотя бы весь Новый Завет когда-нибудь потрудились прочесть?..
Итак, мы подошли к сути проблемы: многие люди, находящиеся в ограде Церкви, на самом деле не являются носителями христианского мировоззрения. Конечно, прогонять их нельзя, об этом и речи быть не может — Церковь не затворяет свои двери даже перед самыми отъявленными грешниками, а Христос прямо говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). Прогонять никого нельзя, всем нужно стараться помочь, но иногда это очень трудно сделать: кто-то желает учиться, а кто-то, придя в ограду Церкви, приносит с собой весь букет своих светско-советских специфических взглядов, предубеждений и умонастроений и не желает с ними расставаться. Присутствие в душе этого ненужного христианину багажа регулярно проявляется отнюдь не только в странной позиции по национальному вопросу, но и вообще в нетерпимости ко всем новым прихожанам, в обрядоверии и во многом другом. И хуже всего, что человек считает такую ситуацию, такое свое духовное состояние нормальным! Впрочем, не читая Евангелия, не размышляя над словами святых апостолов, он просто теряет возможность сопоставлять свою жизнь с учением Христа.
Фото Игоря Альтшулера | |
Как это исправить? Вряд ли могут быть найдены общие рецепты, кроме чтения Писания и искреннего стремления научиться жить настоящей духовной жизнью. Но, думается, что очень многое в ситуации конкретного прихода зависит от трезвости и мужества священнослужителей: насколько они, осознавая проблемы своей паствы, готовы не потакать подобным взглядам, а бороться с ними, пусть даже рискуя потерять часть популярности.
Есть и еще одно явление, требующее нашего внимания. Иногда даже в храмах распространяют странную прессу, призванную как-то оправдать представление о Православии как о «русской национальной» религии. Конечно, вся эта литература — исключительно маргинальна, и в серьезных, давно существующих изданиях такие материалы не появляются. Думается, эта околоцерковная пресса позиции Православия нисколько не выражает, и я с трудом могу себе представить, чтобы на подобного рода издания существовало благословение хоть кого-нибудь из правящих архиереев, не говоря уже о Святейшем Патриархе… Но как же понять это человеку, только переступившему порог храма?
Дорогая Аруся, я бы посоветовал Вам, как и другим людям, оказывающимся из-за своей национальности в ситуации неприятия со стороны части околоцерковного общества, вновь и вновь напоминать себе, что мы идем в Церковь не к хорошим людям, а к Господу нашему Иисусу Христу. К Богу. Напоминать себе вновь и вновь, что Церковь как Тело Христово, как Богочеловеческий организм — Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Да, конечно, Церковь в историческом разрезе, по слову преподобного Ефрема Сирина, есть толпа кающихся грешников, а сегодня — решимся дополнить святого — порой и толпа некающихся грешников, просто посещающих с какой-то периодичностью богослужения и подающих в храмах записки. Но мы же не к ним идем!И я могу смело сказать это всем: встречены ли вы кем-то в Церкви с неприятием из-за своей национальности, или из-за каких-то физических изъянов, или возраста, или социального статуса, или даже просто из-за того, что не вписываетесь по стилю в некоторые церковные сообщества — будьте снисходительны к тем, кто вас обидел, прощайте и все равно продолжайте идти ко Христу, и очень скоро Господь Сам найдет, через кого вас поддержать.