Проповедь о прощении и покаянии студента факультета журналистики

Мы уже публиковали проповедь о любви студента факультета журналистики МГУ Игоря Говрякова. Редакция «Татьяниного Дня» получила письмо от преподавателя журфака с новой проповедью Игоря — о прощении и покаянии.

 
 Фото - www.photosight.ru
Проповедь предваряла история: «С радостью посылаю вам вторую проповедь Игоря Говрякова из 107-й группы. Маленькая предыстория: на первоначальном варианте проповеди я сделал некоторые замечания красным цветом и отослал проповеднику для исправления, а он мне прислал в ответ не столько исправления, сколько ответы на мои претензии - получилась настоящая переписка, дискуссия внутри проповеди». Предлагаем ее вниманию наших читателей. Комментарии преподавателя выделены курсивом, ответы юного оратора указаны в скобках.

1. На сей раз, друзья, мы поговорим с вами о прощении и покаянии. Почему вдруг я решил  поднять именно эту тему? Отвечу: потому что она вечна. Мир состоит из тех, кто прощает и тех, кого прощают. Жизнь, помимо всего прочего, это череда ошибок, бесчисленных грехопадений, мук совести, раскаяний и прощений, и как любой другой науке, нужно учиться тому, что я назвал наукой совести.

2. Теперь разъясню, что я подразумеваю под этим словосочетанием. Жизнь человека конечна. Люди рождаются и умирают каждую секунду. Но, кроме того человек имеет ещё замечательное свойство: он способен развиваться. Духовно, внутри себя. И таким образом рождение и смерть становятся осмысленны, и то, и другое зачем-нибудь нужно. Хотя бы затем, чтобы обозначить границы для развития человека: от начала к концу. Жизнь – это всё, что у нас есть, чтобы постичь великие тайны Вселенной. Кому-то это удаётся, кому-то нет. Кто-то уходит из этого мира, оставив за спиной жизнь полную счастья, радости, оставив людей, которые потом будут вспоминать о нём, со слезами умиления и неподдельной скорби. А другие уходят, не оставив за собой ничего, кроме скверных воспоминаний и равнодушных отзывов. Теперь сами подумайте, чья душа будет прощена, а чья нет. — А как же евангельский разбойник, уверовавший на кресте и первым попавший в рай? Значит, не так всё категорично! Т.е., иными словами, так безоговорочно мог говорить лишь Сын Человеческий, но Он такого не говорил. Г.В.  (Все мы, Григорий Владимирович, в какой-то степени некомпетентны в подобных вопросах. Но попробую парировать: ведь тот разбойник Дисмас фигурирует как иллюстрация к одной из основных идей Евангелия: покайтесь и прощены будете. А как же к тому же спасение верой? Он уверовал и покаялся. Я же говорю о людях, в принципе плохих, не желающих расти духовно. И.Ю.)

3. Иоанн Предтеча, говоря о Крестящем Духом Святым, упомянул, что «Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу в житницу Свою, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Мф., 3, 12). Солома – это чёрствые, жестокие сердца, не способные на прощение и покаяние. А пшеница – это милосердные и великодушные люди, готовые простить прегрешения ближнему своему. И пока не пришёл Крестящий Духом Своим, давайте превратим свои души из соломы в пшеницу; пока не поздно, научимся отвечать добром на зло, дабы усовестить провинившегося и дать ему шанс покаяться.

4. Это я и назвал наукой совести – умение несмотря ни на что принять вину согрешившего, простить её и, согрешив сам, найти в себе силы покаяться.

5. И ещё объясню, почему я решил рассмотреть сразу две эти добродетели (а я искренне считаю их таковыми). Во-первых, без прощения нет и покаяния. Да-да, именно так, вы не ослышались. Если бы согрешивший знал, что его никто не простит, он не стал бы и мучиться совестью. Зная, что его могут простить, человек получает надежду, а это очень важно для оступившегося. А вот тезис «без покаяния нет прощения» (Мф., 6,14–15 и отчасти Откр., 2,4–5)  справедлив, но крайне нежелателен, — может, помягче эту нежелательность выразить? ведь иначе мы спорим с Богом…Г.В.  (Здесь соглашусь, однако я призываю в этом кусочке не перекладывать груз своей ответственности на Господа, мол, «Он всё прощает, что ж тогда прощать самому и каяться-то». И.Ю.)  ибо прощение, я уверен, должно быть бескорыстным, вне зависимости от того, признал провинившийся свою вину или нет. Прощение исходит из сердца – пшеницы, а не из сердца – соломы, поэтому можно утверждать, что, прощая, мы постигаем науку совести, сами  того не замечая, становимся чуточку лучше.Второй аргумент в пользу моего выбора, и прощения, и покаяния – это их одновременно несамостоятельность и целостность. Одно и другое становятся принципиально важными тогда (и только тогда), когда хотя бы одно из них непосредственно касается человека. Одно пробуждает другое, как боль порождает страдание, а радость порождает счастье. Не умея каяться или прощать, человечество вымерло бы, не прожив и ста лет: люди бы просто перебили друг друга. Сама жизнь зависит от этих двух добродетелей: так было и так будет.

6. «Наблюдайте за собою, – говорил Иисус. – Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз обратится и скажет: «каюсь», – прости ему» (Лк., 17, 3–5). И ещё сказал Христос, чтобы прощали мы до семижды семидесяти раз (Мф., 18,22), а проще говоря, бесконечно. И я призываю вас вместе с Сыном Божьим: прощайте! Всем сердцем своим, всею душою, всем разумом своим прощайте, ибо, как я скажу позже, всё, что не от Бога, то от дьявола, а злость, обида и месть – не от Бога.

7. И ещё призываю вас: осознайте вину свою! И кто скажет, что вины нет на нём, тот лжец, ибо нет безгрешных. В каждом из нас есть что-то плохое: у кого-то больше, у кого-то меньше, но сатана, — негоже писать его уважительно, с заглавной буквы! Г.В. (А почему тогда Веельзевул и Люцифер и иже с ними пишутся с большой? Это всего лишь имя. Но дабы не смущать никого, прошу оставить маленькую букву. И.Ю.) поверьте, нуждается в каждой душе. Так не дайте порождению зла завладеть вашим сердцем! Если согрешили – покайтесь и старайтесь не повторять больше ошибок. Я не призываю вас просить прощения у «всего мира». Выходить на перекрёсток дорог, вставать на колени, кричать направо и налево, молить людей о прощении и совершать какие-либо подобные бесполезные действия. Поверьте, это не нужно ни вам, ни кому-либо другому. Христос говорил, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк., 17, 21). Так покайтесь же в первую очередь внутри души своей, осознайте весь ужас греха вашего и раскайтесь в нём. Тогда придёт прощение от Господа. И, чтобы совесть была совсем чиста, попросите прощения у того, перед кем вы виноваты. Уверен, этого будет достаточно. Просто честно, всей душой раскайтесь в содеянном, и зло уйдёт из душ ваших. «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром», – писал апостол Павел (Рим., 21, 21).

8. Сказано в Писании: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию… Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жажда, напой его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья» (Рим., 12, 18–20). Так оставьте же ваши намерения относительно мести за зло. Не беспокойтесь: Бог справедлив, и его карающая рука отомстит за вас и накажет злодея. Вы же простите провинившегося, дайте ему шанс и, кто знает, вдруг вы спасёте душу человека?

9. Помните, что душа каждого из нас подвержена влиянию сатаны! В ком-то князь тьмы уже заронил семя зла. Старайтесь противостоять этому, особенно в условиях нашего страшного современного мира, когда всё больше грехов совершают люди. «Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его» (Мк., 3, 27). Итак, сильный – это сатана, дьявол, вещи его – злые дела и мысли людей. Дом – это душа человеческая. Войдите в свою душу, как в собственный дом, свяжите намерения дьявола и исполнитесь добродетелей и блага.

10. И помните, что «будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления» (Мк., 3, 28). Не совсем корректно оборвана цитата: ведь дальше идёт единственное исключение из правила   «но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения…» Г.В. (Согласен, однако в данном контексте важна именно эта часть цитаты, тем более подобное сокращение не сильно меняет смысл. И.Ю.) Верьте только, и по вере вашей будет вам. In nominee Patris, et Filii, et Spiritus Sancti. Amen*.  Остальные Ваши замечания принимаю с благодарностью (как и все другие) и оставляю на Вашу милость. Искренне Ваш, Игорь Юрьевич. 

*Лат. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Игорь Говряков

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале