Издан православный историко-художественный путеводитель "Святыни Венеции"
Путеводитель предваряется словом к читателям Высокопреосвященнейшего Иннокентия, архиепископа Корсунского, который, в частности, пишет: "Путеводитель включает историческую ретроспективу государства и Церкви Венеции, сведения общекультурного характера, в том числе и о наших соотечественниках, в разные века посещавших город, практическую информацию о путешествиях по венецианскому заливу. Таким образом, он призван послужить надежным руководством для широкого круга православных читателей - не только паломников, но и верующих туристов, желающих прикоснуться к древней христианской культуре «Малой Византии», как называли Венецию в Средние века.
Господь да поможет каждому читающему эту книгу узнать для себя много нового и важного о святынях, хранящихся в этом необычном городе, а также получить просимое у святых мощей православных подвижников."
Повествование начинается с рассказа о том, как появился этот удивительный город, какие причины побудили жителей материка сняться с насиженных мест, войти в лодки и переправиться на пустынные островки лагуны, чтобы построить новую культурную реальность, имя которой «Венеция». Затем следует рассказ о церковной истории этого необычного государства. Летопись появления христианских святынь в Венеции завершает вводную часть Путеводителя.
Пресвятая Богородица - Заступница рода человеческого перед Сыном Своим - в центре народного почитания венецианцев как в древности, так и в наши дни. Об этом и о святом покровителе республики, апостоле Марке, - первая часть Путеводителя.
Главный «проспект» города - Большой канал - делит его на две части: северо-восточную и юго-западную. «Верхняя Венеция» - районы Сан-Марко, Кастелло и Каннареджо. «Нижняя Венеция» - районы Сан-Поло, Санта-Кроче и Дорсодуро. Эти шесть районов так и называются - «шестины» (итал.: sestiere). Таким образом, описываемые в Путеводителе храмы разбиты по этим шестинам.
После рассказа о святынях «главного острова» (острова Риальто) в разделе Острова рассмотрены святыни прочих островов венецианской лагуны. Вначале описаны реликвии восточной ее части, хранящиеся в церкви свт. Николая на острове Лидо, затем - северной части, начиная с древнейшего Торчелло.
В отдельном храме в большинстве случаев идет рассказ об истории и художественных достопримечательностях церкви, ведь без исторической справки зачастую нельзя понять причин нахождения здесь той или иной святыни. Нередко древняя история и иконография венецианских базилик достойны не меньшего молитвенного внимания, чем перенесенные и хранящиеся в них святыни, которые в свою очередь описываются следующим образом: история перенесения мощей и житие святого, иллюстрированные, где возможно, иконами и фотографиями, и расположение реликвии в храме. По возможности приводятся тропарь и кондак святому. Тропари общие ликам святых имеются в Приложении.
В рамках района-сестьере по мере перехода от одного храма к другому по предлагаемому пути следования, где это возможно, дается краткое описание маршрута, т.к. в городе весьма легко потеряться среди множества мостов и пересекающихся улочек-калле. Тут же упоминаются места, связанные с пребыванием в Венеции деятелей искусства и культуры России, поскольку город всегда был и остается центром культурного притяжения для наших соотечественников.
В основном тексте для большего удобства названия церквей и местностей даются также и по-итальянски. В конце Путеводителя имеется Указатель имен святых, где они приводятся по-русски и по-итальянски.
Наконец, прилагается Карта паломника с обозначенными на ней церквями, согласно их номеру в Путеводителе.
Четырехсотстраничная книга богато иллюстрирована.