Приход – это умение делиться своим «я»
Христос Яннарас |
Сегодня часто приходится встречать точку зрения, что приход - это церковный аналог поликлиники в системе здравоохранения, та административная единица в большой структуре, где непосредственно удовлетворяются потребности, в данном случае «духовные потребности» приходящих туда граждан.
По словам профессора Яннараса, истоки таких представлений лежат в последствиях схизмы 1054 года, когда понятия «католический» и «кафолический» стали различаться. При этом для запада католичность соотнеслась с количественными показателями, с глобальностью учения; Церковь осмыслялась как религия, ключевым значением обладал административный центр, а епископия и приход стали только частями структуры. Конечно, чтобы контролировать всех и исправлять чужие ошибки, глава центра должен быть безошибочен - так и появилось представление, что римский епископ непогрешим.
На Востоке же кафоличность соотносится с понятием целостности и цельности. Это не есть что-то, что содержится и принимается большинством, но что-то, что реализуется во всей своей полноте.
Профессор Яннарас привел наглядные примеры полноты: чтобы понять, что такое материнство, нам не нужно собирать всех матерей со всего света, а достаточно увидеть одну настоящую мать, а чтобы понять, что такое любовь, достаточно одной влюбленной пары.
Так же и Церковь - не какая-то общая реальность, управляемая из центра. Истина Церкви реализуется и являет себя в полноте в каждой Поместной Церкви в каждом приходе.
Делиться своим «я»
Мы не говорим, что у Бога есть любовь, напоминает профессор Яннарас, но что Бог есть Любовь. Образ и манера Его бытия - это и есть Любовь. Имена лиц Святой Троицы показывают отношения, это не индивидуальные имена. Церковь благовествует нам, что если человек реализует себя как любовь, он побеждает время и место и получает
На встрече в храме святой Татианы при МГУ |
Некоторые думают, что мы приходим в Церковь, чтобы стать «хорошими ребятами», не обманывать и тому подобное. Но для этого не обязательно ходить в церковь - можно стать пионером или скаутом.
«Я прихожу в Церковь, чтобы узнать, правда ли смерть попирается смертью», - говорит профессор Христос Яннарас. Ответ на этот вопрос нельзя получить из административного центра. Событие победы над смертью воплощается и реализуется на каждом приходе. Оно реализуется не кем-то одним, а целой общиной людей.
Мы приходим в храм, чтобы мы изменились и перестали быть собранием отдельных индивидуумов. Это не арена, куда мы приходим посмотреть матч, и не зал, где мы смотрим кино. Мы приходим, чтобы изменился образ нашего бытия, чтобы мы начали делиться своим «я», приобщились Жизни и Бытия.
Приход не может быть местом, где прихожане не знают друг друга и после службы расходятся. В общине они становятся одной семьей.
Неоднократно на протяжении встречи профессор Яннарас подчеркивал, что главное, вокруг чего строится община и что является содержанием приходской жизни, - это Евхаристия, радость от богослужения. Совсем разные вещи - посещать храм по обязанности или ради этой радости.
Община может описать свой опыт через музыку, архитектуру, живопись. Исторически из общин рождались не только музыкальные или поэтические произведения, но и социальные или юридические институты. Если на приходе совершаются паломнические поездки, они тоже должны быть результатом и следствием евхаристического общения.
Плоды возникают сами по себе, если идет нормальная богослужебная приходская жизнь, - подытожил проф. Яннарас.
Болезнь «невлюбчивости»
На встрече в храме святой Татианы при МГУ
Если бы мы могли сегодня пережить приходскую реальность так, как должно, то Благая Весть, по мнению профессора Яннараса, оживила бы весь мир.
Но если сегодня мы опубликуем множество религиозных листовок, начнем проповедовать на улицах - разве люди один за другим станут спасать свою душу? Может, это и так - только в других религиях.
Когда мы говорим о приходе, мы должны быть реалистами, считает Христос Яннарас. Сегодняшняя эпоха - самая сложная по своей эгоцентричности и эгоистичности. То, как мы отдыхаем, строим дома, развлекаемся, имеет индивидуалистический, а не общий приоритет. Достаточно посмотреть, как сегодня растет ребенок: он нажимает на кнопку - и загорается свет, он нажимает на кнопку - и течет вода, он нажимает на кнопку - и звучит музыка. Но раньше ребенок из сельскохозяйственного общества, чтобы зажечь свет, должен был войти в контакт с фитилем, маслом или лучиной. Он должен был уважать материал, иметь представление о нем. Бессознательно это уважение к материалу формирует некую душевность. А сегодня ребенок полагает, что он всесилен, нажимая на кнопки. И когда придет время, он не сможет влюбиться, потому что будет ожидать, что нужно будет однажды нажать на кнопку даже для этого. Он не виноват в этом: он просто не привык выходить из своего «я», не привык делиться собой. Невлюбчивость - величайшая болезнь нашего времени.
Причина несчастных браков и разводов - в том, что никто не привык делиться.
Приход - это образ и манера той жизни, которую мы пришли взять обратно. Приход нужен, чтобы наша жизнь стала заново влюбчивой, можно даже сказать - страстной, пылкой.
Россия и Греция в XXI веке
Христос Яннарас и протоиерей Максим Козлов
Протоеией Максим Козлов спросил у профессора, что, на его взгляд, может взять Россия из опыта современного греческого Православия? Ведь в России сегодняшняя реальность - плод пятнадцати или двадцати лет церковной жизни после семидесятилетнего перерыва. Такого трагического разрыва между жизнью Церкви и жизнью миллионов людей Греция не переживала.
Однако профессор Яннарас считает, что проблема приходской жизни не ограничена временными или национальными рамками. Конечно, можно сказать, что приходская жизнь в России кончилась в 1917 году, а в Греции окончательно установилась в середине XIX века. Но на самом деле оба наши народа переживают последствия озападнивания. В этой модели жизни приходы не могут иметь воплощения.
Сейчас, по словам профессора Яннараса, в Афинах есть прекрасные большие приходы, которые рождаются «на пустом месте». Пять храмов греческой столицы полны студентами. Но когда их спросили, почему они приходят именно сюда, ответы были такие:
- Здесь нет электричества, здесь только свечи.
- Здесь нет микрофонов.
- Здесь нет проповеди (!)
- Здесь правильно исполняют церковные песнопения.
- Здесь я встречаю своих друзей.
Должны измениться сами критерии оценки приходской жизни.
Епископ - администратор или отец
Возле храма святой Татианы при МГУ |
Раньше, по мнению профессора Яннараса, критерий «правильности» епископа был другим - является ли он хорошим отцом.
Профессор описал эпизод из жизни одного епископа в маленьком областном греческом городке. К нему пришел человек и попросил дать ему пиджак. Епископ ответил, что Церковь поставила его не для того, чтобы раздавать одежду. «Я дам тебе пиджак, потому что я люблю тебя. Но этот пиджак будет не такой, как прочие пиджаки. В нем будет молитва и пожелание Церкви на всю твою будущую жизнь».
Профессор Яннарас подчеркнул, что основная задача Церкви - не социальное служение, и что она к этому не обязана; но служение любви становится естественным плодом жизни Церкви.
Настоящую приходскую жизнь, по воспоминаниям профессора, он увидел не в Греции, а в диаспоре, когда учился за границей. Православные в той стране были в меньшинстве, и приход был для верующих настоящим домом. Все они знали друг друга и было невозможно, чтобы не познакомились с вновь пришедшим человеком, не пригласили его на кофе, не разузнали о нем. «Приходская жизнь диаспоры может быть примером для нашего опыта», - считает профессор Христос Яннарас.
Каков поп, таков приход
В одном из вопросов профессора Яннараса на примере известной русской пословицы попросили прокомментировать значение личности священника для создания прихода.
По мнению профессора, поговорка эта сама говорит за себя. Лучший священник не сможет сделать ничего без нашего желания, но и мы ничего не можем сделать без священника. Нужно, чтобы мы поставили перед собой одну и ту же задачу, «очутились в одной и той же нужде».
«Наша встреча скоро забудется, но прошу вас, держите одно в уме: все изменения в жизни должны происходить не из долженствования, а из нужды», - попросил аудиторию профессор Яннарас.
Он привел в пример одного афинского священника, который до сана был математиком. Став священником, он ходил по окрестным школам и говорил ребятам: «Я стал священником из той нужды, чтобы мы с вами стали друзьями. Я не буду вас ничему учить... но я хочу, чтобы мы стали друзьями».
Этот священник может быть и образцом ответа на другой вопрос из аудитории - о том, как реагировать в приходской жизни на людей, которые не желают соблюдать принятые в церкви правила. Главный принцип отношения к ним - это любовь. Мы должны относиться к ним так, как относимся к нашим детям, когда они ведут себя странно. Ведь если ругать внешних людей, мы просто прогоним их из Церкви. Христос сказал, что суббота для человека, а не человек для субботы, - и приоритетом должен быть человек, а не типикон.
Пожалуйста, передайте как можно большему числу людей...
Народные волнения, происходящие сейчас в Греции, не могли не быть затронуты на встрече. Но на вопрос о том, каковы могут быть последствия этого для Греческой Церкви и чем реакция политика-христианина может отличаться от любой другой, Яннарас ответил обобщением.
«Нужно исключить понятие христианства как идеологии», - сказал он. Роль Церкви не в том, чтобы указывать, за кого голосовать и чем заниматься. Но Церковь дает нам критерий, чтобы мы сами судили, какое общество мы хотим создать.
«Четыре года назад я был в России - и ее образ за четыре года совсем изменился. У меня создалась нужда сказать русским: остановитесь! Не становитесь такими, какими стали сегодня греки». Греки пытались войти в Европу - но они не стали европейцами, а перестали быть греками. «Ради Бога, передайте как можно большему числу людей, чтобы они не пытались стать американцами», - попросил проф. Яннарас. Русский, который пытается стать американцем, будет просто смешным и никому не нужным в истории.
У русских в истории своя уникальная миссия. Европа, которая задумывается о включении Турции в Европейское сообщество, боится включить туда Россию, хотя сознает, что без Достоевского, Чайковского, Пастернака Европа не может существовать. Но Россия будет творить свою историю, и Европа не может этого принять.
Я просто профессор...
Христос Яннарас
По мнению настоятеля университетской церкви прот.Максима Козлова, встреча с проф. Яннарасом для прихожан храма святой Татьяны должна стать встречей с настоящим богословием - тем богословием, которое не является умственным упражнением или своеобразной «игрой в бисер», а становится образом жизни. За возможность такой встречи с выдающимся греческим богословом прот. Максим Козлов особенно благодарил архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря, по приглашению которого профессор Яннарас совершил свою поездку в Россию.
Как отметил протоиерей Максим Козлов, не менее важным, чем развернутые ответы, было то, что профессор отказывался отвечать на некоторые вопросы. Когда его спросили, как преодолеть эффект «кнопочного» воспитания детей, чтобы уберечь их от «невлюбчивости», профессор отослал к педагогам, которые могут найти способы заставить ребенка мыслить самостоятельно и принимать решения. Когда профессора спросили, может ли Иисусова молитва в жизни современного мирянина быть реальностью, а не воспоминанием об идеале, он сказал, что ответ на этот вопрос требует духовной зрелости, «а я просто профессор». Это было для протоиерея Максима и для слушателей лекции важным напоминанием об ответственности человека, авторитетного в одних вопросах, но высказывающегося о других.