Хождение по углям в честь святого Константина
Святые Константин и Елена |
- Как в Греции принято отмечать день равноапостольных Константина и Елены?
- Обычно его отмечают всей деревней. Сначала идут на праздничную службу, а потом устраивают обед - или все вместе идут в таверну, или к кому-нибудь домой на обед. День святых Константина и Елены (των Αγίων Κωνσταντίνου και Ελένης) - один из самых популярных праздников, потому что эти имена в Греции очень распространены. Особенно Елена, которая ассоциируется еще и с Еленой Прекрасной (η Ωραία Ελένη) из древнегреческой мифологии. Так что в этот праздник многие греки празднуют именины.
- Именины в Греции принято отмечать как-то особенно?
- Да, больше, чем день рождения. И на вопрос «Поте гиортазис?» (Πότε γιορτάζεις;) - «Когда ты празднуешь?» - надо отвечать не когда у тебя день рождения, а в какой день именины и кто твой небесный покровитель, потому что у тех, кто, например, носит имя Иоанн, не всегда ясно, в честь какого именно Иоанна его крестили.
Не поздравить близкого друга с именинами считается неприличным. И при этом совершенно нормально, если человек не знает, когда у его друга день рождения. Этот день вообще отмечать необязательно.
- У нас бывает, что имя, данное при рождении, записанное в паспорте или, допустим, известное друзьям, не то, что было дано в крещении. У греков также?
- Да. Например, у греков очень распространены уменьшительные имена. Например, есть известный певец Сакис Рувас (Σάκης Ρουβάς) . Друзья зовут его Сакис, но крещен он с именем Афанасий (Αθανάσιος) . Нередко греки носят древнегреческие имена, например поэт Эпаминонд Гонатас (Επαμεινώνδας Γονατάς) Естественно, его крестили в честь святого, имя которого созвучно его имени или в честь святого, память которого отмечают в день его рождения.
- Но при этом распространены еще и довольно необычные, на наш взгляд, имена. Например, Христос...
- Да. Только не Христос, а Христос (Χρήστος), с ударением на другом слоге. Есть словообразовательная модель, когда ударение в имени собственном будет отлично от ударения в имени нарицательном. Например, ставрос (σταυρός) - крест, Ставрос (Σταύρος) - имя. Этимология имени Христос восходит к другому корню, к слову χρηστός - «полезный, добрый, помощник» . Хотя, конечно же, народное сознание связывает его именно с Иисусом Христом. Есть имена Ангел (Άγγελος), Апостол (Απόστολος) . Так что можно в каждом городе найти с десяток Ангелов, Апостолов и Крестов.
- А если вернуться к Константину и Елене, какие интересные особенности есть у их праздника?
Хождение по углям в день святых Константина и Елены |
- В народном сознании Елена и Константин воспринимаются не как мать и сын, а как муж и жена, типичная для мифологического сознания гендерная пара. Это такая типологическая особенность.
Праздник отмечается на территории всей Греции, но особенный интерес представляют обряды в районе греческой Македонии и греческой Фракии. Там исполняют обряд анастенариа (αναστενάρια). Суть в том, что часть жителей деревни входят в религиозный экстаз и могут босиком ходить по раскаленным углям и не обжигаться.
- Как возникла эта традиция?
- Известно, что в Древней Греции на этой территории был распространен культ Диониса и, скорее всего, обряд хождения по углям восходит к дионисийским мистериям.
- Как он проходит?
- Исполнители (они называются анастенаридес) каждый год тщательно готовятся к празднику, перед ним соблюдают пост, читают молитвы святым Константину и Елене. Особенно они почитают святого Константина, а святая Елена как бы присоединяется к нему, но без особого акцента на ее образе. Это наводит на мысль о том, что праздничные обряды связаны с почитанием языческого мужского божества.
Музыкальные инструменты - часть обряда анастенариа |
Группу анастенаридес (αναστενάρηδες) возглавляет архианастенарис (αρχιαναστενάρης)- предводитель. У него есть особая комната в доме или особая постройка во дворе - конаки (κονάκι) - в которой хранятся ритуальные предметы: украшенные колокольчиками иконы танцующих Константина и Елены, которые используются во время праздника, музыкальные инструменты - большой барабан, флейта, лира и волынка, а также специальные топор, резец и нож, чтобы заколоть во время праздника быка.
Быка покупают на деньги из общей кассы - всей деревни или анастенаридес. Он должен быть черным, трехлеткой, цельным (некастрированным) и ни одного дня не работать под ярмом. То есть жертву приготавливают специально, как и в дионисийских мистериях.
Сам обряд исполняется не везде одинаково. Например, в деревне Кости (Κωστή) в праздник всей деревней во главе с батюшкой идут к святому источнику, который освящен в честь равноапостольного Константина.
Священник освящает воду, но черпать ее разрешается только анастенаридес. Они набирают воду и раздают всем, чтобы люди попили и умылись. Потом возжигают свечи и ладан и режут приготовленное для пира животное - барана или курицу, смотря что могут купить, и начинается совместное пиршество и танцы, в котором анастенаридес не участвуют.
В это время они готовятся к обряду анастенария в отдельном помещении. Анастенаридес танцуют в сопровождении музыкальных инструментов из конаки, либо раскинув руки, либо с иконами в руках, иногда - кружась на месте, иногда - раскачиваясь из стороны в сторону. Темп танца постепенно ускоряется и сопровождается возгласами наподобие «ух!», «ах!». В греческом языке есть глагол «анастеназо» - воздыхать, вздыхать. Отсюда и название обряда и тех, кто его совершает.
Наступает момент, когда они переходят к кульминационной части обряда. Тогда каждый хватает икону, совершает ею крестное знамение - как бы перекрещивает путь - и все анастенаридес выбегают на улицу. Они или пробегают по деревне, или убегают в лес и потом возвращаются обратно. Этот бег, опять же, очень напоминает дионисийские мистерии, которые были за пределы жилого пространства. Но сами анастенаридес утверждают, что их «фотизи о агиос» (φωτίζει ο Άγιος) «просвещает святой».
В обряде участвуют и женщины, и мужчины |
- В обряде участвуют и женщины, и мужчины?
- Да. Еще могут принимать участие подростки, но о маленьких детях я никогда не слышала.
На небольшом расстоянии от деревни расположена дубовая роща, которая считается священной. Там расчищается и освящается место, на которое незадолго до дня Константина и Елены приходят девушки и женщины и начинают танцевать. Мужчины в этом танце не участвуют.
Потом в роще рубят дрова для костра анастенарий и огня, на котором будут жарить праздничного быка.
Быка украшают лентами, надевают на него венок из цветов, проводят по всей деревне и привязывают во дворе церкви. Режут его в церковном дворе и следят, чтобы кровь не затекла в храм и не попала на фундамент.
Ближе к вечеру процессия анастенаридес обходит всю деревню и направляется на главную площадь, на которой разжигают костер. Все начинают танцевать вокруг костра. Иногда танцуют только анастенаридес. А остальные сидят вокруг и наблюдают.
В определенный момент архианастенаридес начинает перекрещивать огонь, а потом переходит крест накрест по раскаленным углям. Конечно, это зрелище не для слабонервных. Греки говорят, что можно ходить только крест накрест, и они говорят, что надо ходить только крест накрест, тогда святой Константин дает силы, чтобы не было ожогов.
Хождение по углям продолжается довольно долго - пока у всех есть силы.
Праздничные иконы по-особом уукрашены |
Иногда говорят, что во время обряда анастенаридес «берет святой», и они начинают говорить непонятные фразы, которые сложно истолковать. Например, мне рассказывали, как однажды один из анастенаридес начал кричать «Давайте обеты святому» - все быстро стали давать обеты.
- Обеты популярны в Греции?
- Да, очень. К примеру, женщина может попросить родить на следующий год ребенка и обещать за это принести в храм столько килограммов серебра или воска, сколько будет весить новорожденный. Могут приносить не просто серебро, а серебряную фигурку ребенка. У нас есть похожая традиция - оставлять на чудотворной иконе украшения.
Конечно, не все могут позволить себе купить столько серебра. Поэтому в ювелирных лавках продаются маленькие фигурки детей и даже разных частей тела - ручки, ножки, глазки. Их вешают на иконы, молитва перед которыми помогла исцелиться. А если икона очень почитаема, то складывают в специальное хранилище рядом с образом.
- Возвращаясь к анастенариям, как сами греки объясняют для чего они ходят по углям?
- Они говорят, что это чудо, которое являет святой Константин, чтобы укрепить нас в вере. Кстати, во время обряда считается, что кто-то из присутствующих может почувствовать в себе силы встать и пройти по углям вместе с анастенаридес. Тогда на следующий год его «официально» включат в их число.
- В остальное время года анастенаридес имеют какой-то особый статус среди других людей?
- Да! К ним относятся с особым уважением, потому что это действительно удивительно, что человек может не обжигаясь ходить по раскаленным углям.
- Анастенаридес из разных деревень как-то общались между собой?
- Да, была традиция, когда анастенаридес одной деревни в день Константина и Елены брали иконы и, танцуя и выкрикивая междометия, шли по дороге в гости к «коллегам» из соседнего поселения.
- Исполнялись ли похожие обряды в другие дни?
- Есть свидетельства, что сходные обычаи могли исполняться, например, 7 января, когда в Греции отмечают день святого Иоанна. Но самые известные анастенарии, конечно,
Анастенариа проходит до позднего вечера |
майские. Кстати сказать, подобная традиция - ходить по углям в день Константина и Елены - есть у болгар, она имеет сходное с греческим название - «нестинари», что, конечно же, говорит об общем происхождении.
- Церковь выступала против обряда?
- Да. Но что с ними поделаешь? Запретить это невозможно. Что касается священнослужителей, они традиционно благословляли обряд, и если не ходили по углям, то танцевали вместе с остальными жителями деревни или наблюдали за происходящим.
- Как сложилось, что именно во Фракии и Македонии, а, скажем, не на юге Греции, возникла традиция в день Константина и Елены совершать анастенариа? Может быть, это связано с тем, о чем принято молиться Константину или Елене?
- Эти святые не выполняют никакой специфической патронажной функции. А традиция, как я уже говорила, связана с тем, что раньше весной во Фракии и Македонии проходили дионисийские мистерии, и в какой-то степени их традиции «наложились» на православный праздник. Но это вовсе не означает, что языческая традиция плавно перетекла в христианскую. О непрерывности подобных локальных традиций сложно говорить. Просто случается, что, например, через несколько столетий по каким-то причинам возрождаются отдельные элементы традиции, существовавшей несколько столетий назад.
- Как давно традиция анастенари стала известна в научном мире? Что с ней происходит сегодня?
- Греческая фольклористика начала развиваться довольно поздно. Николаос Политис начал собирать греческие мифы, легенды, пословицы и поговорки примерно в конце XIX века. Анастенарии первым открыл для научного сообщества Георгиос Екатеринидис, который в 70-х годах записал эту традицию и издал впоследствии несколько книг.
В последние тысячелетия анастенарии стали своего рода «туристическим продуктом»: многие приезжают на север Греции специально, чтобы посмотреть анастенарии. Это общекультурное явление: раньше все уезжали из деревни в город, а теперь, на рубеже веков, возникает желание вернуться к корням, к истокам.
И сейчас во многом это постановочный обряд, как и большинство фольклорных действий. Хотя, конечно, в нем есть свое очарование: просто «ради постановки» пройти по раскаленным углям человек не сможет.
Фотографии обряда анастенариа взяты с сайта www.forthnet.gr.