Неделя о слепом. «Доколе Я в мире, Я свет миру»
Иудеи полагали, что телесная немощь, болезнь , имеет духовную причину. Если человек болен, значит, он совершил какой-либо грех или его родители поступали неправедно.Но Христос отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии; Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать; доколе Я в мире, Я свет миру».
Потом Христос плюнул на землю, сделал брение (то есть размял в руках смоченную глину), помазал им глаза слепому и велел ему умыться в купальне Силоам.
Силоамская купель была устроена на Силоамском источнике, который вытекал из священной горы Сион. Гора Сион почиталась как особое место присутствия Бога, поэтому источник считался священным.
«Силоам» означает «посланный». С одной стороны, это название отражает отношение к источнику, посланному людям как особенное благодеяние. С другой, можно предположить, что евангелист Иоанн не случайно обращает внимание на смысл названия источника. Возможно, отправив слепорожденного именно к этой купальне, Христос хотел выразить, что Он есть Посланник Божий, который осуществит Божественное благословение, прообразом которого для евреев был Силоамский источник.
Умывшись, слепой человек прозрел и вернулся туда, где встретил Христа. Люди, которым он был знаком, поначалу не узнали его, а когда человек засвидетельствовал, что это действительно он, у него стали спрашивать: «Как открылись у тебя глаза?»
Бывший слепой рассказал им, как произошло исцеление, а когда у него спросили, где Тот, Кто сотворил это чудо, он сказал: «Не знаю». Тогда его повели к фарисеям , чтобы получить авторитетное объяснение происшедшему.
С одной стороны, это было чудесное явление, и люди хотели знать, добрая или злая сила исцелила их знакомого. С другой стороны, исцеление произошло в субботу - священный для иудеев день недели, который Закон предписывал проводить в покое, ничего не делая. Людям важно было узнать, как относиться к человеку, который дерзнул нарушить заповедь покоя и исцелять в седьмой день недели.
Исцеленный рассказал фарисеям о том, что произошло, и некоторые из них сделали вывод: «Не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы». Они не посмотрели на то, что Христос сделал доброе дело. Возможно, фарисеями двигала зависть, потому что сами они не могли исцелять, может быть, они боялись, что их ученики сделаются учениками Иисуса Христа.
Другие стали спорить. «Как может человек грешный творить такие чудеса?», - спрашивали они, ведь только Бог может дать силы, чтобы совершить подобное.
Началась распря, и тогда спросили исцеленного: «Ты что скажешь о Нем, потому что он отверз тебе очи?» «Это пророк », - ответил бывший слепой.
Иудеи сомневались в том, что человек, который стоял перед ними, был слепым от рождения, и поэтому позвали его родителей, чтобы они сказали им правду. Родители подтвердили, что их сын родился слепым. «А как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем: сам в совершенных летах, самого спросите, пусть сам о себе скажет».
Родители исцеленного не решились предположить, Кто совершил чудо, «потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа (то есть за посланного от Бога Мессию), того отлучать от синагоги». Отлучение от синагоги - собрания евреев, в котором читались Священные книги, толковался Закон и обсуждались насущные проблемы, - фактически значило отлучение от всего еврейского общества, изгнание.
Фарисеи вторично позвали исцеленного человека и сказали: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник». «Грешник ли он, не знаю, - ответил им бывший слепой, - одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».
Не добившись от слепорожденного, чтобы он признал Исцелившего его грешником, фарисеи снова спросили его, как Христос отверз ему очи. Можно подумать, что фарисеи желали снова выслушать рассказ, чтобы найти к чему бы придраться.
Бывший слепой ответил, что уже все рассказал, а фарисеи, видимо, не слушали. «Или и вы хотите сделаться Его учениками?» - задал он им вопрос. «Ты ученик Его. А мы Моисеевы ученики, - укорили его фарисеи, - мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он». «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи, - сказал прозревший. - Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего».
Видя, что человек отказывается признать их правоту, фарисеи выгнали его со словами: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?»
Узнав, что слепорожденного прогнали, его нашел Христос и спросил, верует ли он в Сына Божия. «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» - спросил исцеленный. Он не постыдился открыть своего незнания и с радостью готов был узнать то, что было от него скрыто. «И видел ты Его, и Он говорит с тобою», - ответил Христос. Тогда прозревший сказал: «Верую, Господи!» и поклонился Ему.
«На суд я пришел в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы», - сказал Христос о Себе.
«Неужели и мы слепы?» - спросили фарисеи, которые считались самыми знающими, образованными людьми.
«Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, - ответит Спаситель, - но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
В этом диалоге слепота означает не физическую неспособность видеть, а слепоту духовную.
«Видящие», которые «стали слепы», - это фарисеи, учителя еврейского народа . Они были самыми сведущими в законе, но отказывались видеть Истину, которую принес им Христос. Они видели силу Божию, но упорствовали, искали причины, чтобы объяснить свое нежелание признать ее. Им говорит слепорожденный: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи». Ведь именно толкователи Писаний первыми должны были понять, что сбываются слова пророков. Видимо, они стремились сохранить свою значимость в глазах народа и предчувствовали, что их слава потускнеет перед Тем, Кто сильнее их.
От фарисеев отличается простой, некнижный человек. Он «невидящий» и физически, и духовно. Как внешний мир сокрыт от его глаз, так и тайны Божественного откровения, Истины ему неизвестны. Послушавшись Христа, он получает дар видеть. А почувствовав на себе сотворенное чудо, признает в Иисусе Христе Бога, не требуя никаких доказательств. Они ему не нужны, потому что он поверил сердцем. У него открылось духовное зрение.
«Что мне сделать, чтобы спастись? - могли бы мы все сказать, должны бы мы все сказать, хоть один раз в жизни, - пишет митрополит Антоний Сурожский, - но и прислушаться к ответу: Поверь Господу Иисусу Христу... Вот ответ, который Павел дает. А что это значит? Что значит веровать во Христа? Это прежде всего - оказать Ему доверие, прежде всего - принять Его слово за правду и истину, потому что Он знает путь жизни, а мы бродим в потемках».