Протоиерей Александр Салтыков: защитники Кадашей отстаивают законность
Уже долгое время на территории, прилегающей к храму, стоит экскаватор, рассказал о. Александр: «Назначение экскаватора - вынимать землю под котлован, и препятствует этому только энтузиазм людей, которые дежурят здесь день и ночь и таким образом отстаивают законность».
Уникальность ситуации вокруг Кадашевской слободы - района Замоскворечья, расположенного прямо напротив Кремля, - заключается в том, что народ, мешающий новым сносам, отстаивает закон, в то время как структуры городской администрации, призванные стоять на страже законности, «в этом замечены не были».
Инвесторы, начавшие незаконное строительство в исторической зоне Москвы, ведут себя как недобросовестные пользователи и, по закону, должны быть лишены права пользования, убежден священник.
Сегодня, на фоне бездействия власти, которая не делает ничего, чтобы «принудить разбойника оставить разбой, единственной силой, которая действует в направлении защиты законности, остается общественность», -- заявил о. Александр.
«Если народу нужна Церковь и культура, то он их отстоит, если же нынешнее поколение выбирает пепси, то оно с ним и останется», -- подытожил настоятель храма в Кадашах.
О нынешнем этапе борьбы за Кадаши рассказала и сотрудница приходского музея «Кадашевская слобода» Лидия Шестакова.
Она напомнила, что новая волна сносов началась 19 мая. Начиная с этого дня, по адресу Б.Ордынка, 14 были окончательно уничтожены остатки исторической застройки. Также была сделана попытка сноса производственного корпуса, построенного в конце XIX века в стиле промышленного модерна.
Продолжает сохраняться острая ситуация вокруг так называемого «дома дьякона». Несколько месяцев назад этот памятник истории был почти полностью снесен, а 17 мая экскаваторщик - под видом уборки мусора - попытался разрушить оставшиеся стены. Однако московская общественность помешала сносу.
Среди инвесторов, пытающихся снести исторические здания в Кадашах, Л.Шестакова назвала АО «Торгпродуктсервис», «Москапстрой», ЗАО «Генеральная дирекция «Центр» и фирму «Сатори», «которая своей тяжелой техникой уже второй год уничтожает ценную городскую среду».
Варварские попытки уничтожения исторической застройки в Кадашах сплотили москвичей вокруг защиты своей истории, продолжила Лидия Шестакова: «Мы даже не ожидали, что москвичи настолько любят свой город - они встали стеной на защиту Кадашевской слободы».
По ее словам, на стройплощадке постоянно дежурят от 10 до 40 человек. На сегодняшний день только их присутствие удерживает строителей от дальнейших сносов, отметила приходская активистка, выразив при этом надежду, что московские власти все-таки откликнутся на призывы горожан и прекратят незаконное строительство в охранной зоне памятника архитектуры федерального значения, каковым является Кадашевский храм.
«Кадаши - удивительное и чудесное место, -- говорит Шестакова. - Оно объединило совершенно разных людей - от координатора Левого фронта Сергея Удальцова до православных верующих».
«Нас объединяет прежде всего любовь в Москве, к нашему отчему дому, - сказала в заключение сотрудница музея. - Сейчас происходит чудовищная, варварская вещь: на наших глазах пытаются уничтожить наши корни, нашу связь с прошлым, сделать из нас Иванов, не помнящих родства. И самое радостное, что приходят молодые мальчишки и девчонки, своим присутствием показывая, что они не позволят уничтожить свое наследство, которое досталось от предков».