Не угаси курящегося льна. Как готовить людей к Таинству Крещения?
Тезисы выступления протоиерея Константина Островского, благочинного
церквей Красногорского округа Московской епархии, на конференции
"Задачи, принципы и организация катехизической деятельности Русской
Православной Церкви" (XV Международные Рождественские образовательные
чтения).
|
Крест. Фото Михаила Соснина. www.photoline.ru |
В последние годы, когда Церковь получила свободу от государственного атеистического гнета, многие активные священнослужители и миряне стали поднимать вопрос о необходимости серьезной подготовки людей к принятию церковных Таинств, особенно Таинства Крещения.
Само по себе это не может вызывать возражений. Мнение, что крестить нужно всех подряд, ложное и заслуживает осуждения. И если где-то гонятся за "мертвыми душами" и требуют от священников, чтобы они любой ценой как можно больше крестили, это тоже заслуживает осуждения. Не знаю, есть ли где такое. Я, будучи одним из благочинных Московской епархии, могу засвидетельствовать, что подмосковное священноначалие такого давления не оказывает.
Вместе с тем остаются вопросы: каким образом готовить людей к Таинству Крещения; какие требования к ним предъявлять; не следует ли определить некий минимум каких-то знаний? Наконец, не следует ли священноначалию строго (с угрозой административного наказания или даже канонического прещения) указать духовенству, чтобы оно не крестило взрослых людей, не прослушавших хотя бы нескольких огласительных лекций?
В применении силы всегда есть какое-то обаяние. Я сказал - и они сделали. А не сделали - накажу. Не исправятся - хуже будет. Но такие методы бывают эффективными (хотя и это не абсолютно и не всегда) в делах внешних: в армии, производстве, учете и т. п. От духовенства можно административно потребовать, чтобы оно, например, наладило приходскую бухгалтерию, приходскую канцелярию, но нельзя административно потребовать любви.
Что может принести столь привлекательное на первый взгляд административное требование обязательной катехизации? Священники, которые до сих пор старались, с одной стороны, каждому желающему креститься посильно помочь подготовиться к этому Таинству и затем органично войти в церковную жизнь, а с другой - не повредить никому излишней требовательностью и не оттолкнуть от Церкви того, кого Бог ведет к Себе не вполне понятным извне путем, те так и будут продолжать действовать. Им циркуляр мало что даст.
А что он даст другим? Разве циркуляр правящего архиерея, обязывающий священников совершать какие-то огласительные действия, превратит равнодушных к делу Божьему в ревностных пастырей? Он только побудит их к лицемерию. Начнут проводиться формальные занятия, будут составляться ложные отчеты. Если начальство станет "хватать за руку", будет карать за нерадение, то пойдут потоки жалоб к правящему архиерею, Патриарху. Возникнет смута. (Впрочем, владыки - люди умные и опытные и не станут доводить дело до скандала, хотя циркуляры, я слышал, кое-где издавались.)
Почему-то многие считают, что писать циркуляры и воззвания о необходимости катехизации - это ревность по Богу, а не писать - косность и равнодушие к делу Божьему. Я думаю, что духовные дела не решаются циркулярами. Пока, слава Богу, никому не пришло в голову издать циркуляр с требованием возлюбить Господа Бога всем сердцем своим и ближнего - как самого себя. А так ли уж эта нелепость далека от циркулярного требования проводить обязательные лекции перед Крещением?
Святитель Филарет Московский писал: "Кажется, нужнее поощрять и наставлять людей, нежели переписывать уставы"[i]. Увещать нас, пастырей, нужно, проповедовать нам о нашем пастырском долге нужно. Только все должно делаться в духе любви.
Надо каждому христианину (архиерею, иерею, мирянину) на своем месте делать что он может. Если при этом у кого-то появится хороший опыт в области подготовки людей к Крещению и он захочет поделиться им с братьями и сестрами во Христе, очень хорошо - пусть поделится, ведь для этого в первую очередь и устраиваются Рождественские чтения.
Почему-то некоторым из нас кажется очевидным, что если каждому взрослому, заявившему о желании креститься, поставить условие предварительно побеседовать со священником, посетить несколько лекций и выполнить еще что-то подобное, то обстановка в нашей Церкви значительно улучшится: будет гораздо меньше "только номинальных" христиан, останутся только "настоящие". Заметим по ходу дела, что такое отделение "нехороших мытарей" от "хороших фарисеев" может привести и к парадоксальному результату, как это видно из известной Евангельской притчи[ii]. Еженедельное причащение Святых Христовых Тайн, знание Закона Божия по Слободскому и даже наличие духовного отца отнюдь не гарантируют нам вход в Царство Небесное. Эти условия недостаточны. И дерзну сказать: не необходимы. А существуют ли достаточные условия?
|
Таинство. Фото Михаила Соснина. www.photoline.ru |
Разумеется, для всех желательно, чтобы люди основательно готовились к принятию Таинства Крещения, чтобы родители приносимых к Крещению младенцев и крестные были людьми глубоко воцерковленными. Но вопрос не столько в том, что желательно, сколько в том, что реально можно или даже необходимо сделать.
Мы живем в стране, где Православие - традиционная религия, где в умах большинства людей уже давно и вполне сложилось, что, как только человек уверовал в Бога, он сразу хочет креститься. Нравится нам это или нет, но это чувство миллионов. Переломить это чувство (если оно не укладывается в рамки наших мнений) можно, только переломив народную душу.
Святитель Филарет Московский мудро заметил в одном частном письме: "Открывать и обличать недостатки легче, нежели исправлять. Несчастие нашего времени то, что количество погрешностей и неосторожностей, накопленное не одним уже веком, едва ли не превышает силы и средства исправления"[iii].
Кроме предложений воздействовать на нерадивых циркулярно звучат предложения вводить некоторые новые обычаи, которые будто бы помогут делу оглашения и воцерковления. Например, в одной книге предлагается вводить дифференцированный подход к исполнению треб для верных и внешних; предлагается также тех, кто ищет Крещения, но не желает пока отступать от ветхих обычаев, посвящать до времени в чин оглашенных. Что это даст?
Конечно, совершенствование обрядов и порядков иногда оправдано. Благие внутренние перемены в душах людей, бывает, сами побуждают их к более подходящим внешним формам. Но если этого нет, то попытка введения новых форм непременно породит враждебную реакцию любителей старого, а в сторонниках нового будет разжигать самомнение.
Однако так ли уж безотрадно существующее положение? Часто приходилось слышать от некоторых ревностных батюшек, даже благочинных, что с Крещением у нас в Церкви очень плохо: крестится много людей, а воцерковляется мало. На поверхностный взгляд так оно и есть. Но на самом деле воцерковлять (спасать) - это дело Божье. И то, что у нас, как людей немощных и грешных, бывает плохо, у Бога вовсе не плохо. Он как приводил людей в Церковь, так и приводит. Никто этому не мог помешать даже при коммунизме; тем более сейчас.
Я пришел в Церковь в 1978 г., приблизительно в то же время пришли к Богу очень многие образованные сравнительно молодые люди. Кто нам читал катехизические лекции? Кто принимал экзамены? Бог нас призвал и привел. Происходило это не без участия людей, но ни о какой систематической катехизации не могло быть и речи.
Конечно, можно возразить, что в то время катехизация была невозможна, поэтому Бог действовал таинственным образом, теперь же, пользуясь свободой, должны активно заниматься оглашением сами церковные люди. Активность в деле оглашения ищущих Крещения противопоставляется пассивности. На самом деле стоит обратить внимание на качество нашей активности. Насколько она духовна, благодатна? Безблагодатная активность, пожалуй, даже хуже безблагодатной пассивности. Может быть, нам следовало бы к своей активности отнестись более критично? Не беремся ли мы, слепые, водить слепых?[iv]
|
Купель. Фото Михаила Соснина. www.photoline.ru |
Как же воцерковлялись молодые люди в 1970-1980-х гг.? Все по-разному, конечно, но некоторые общие моменты можно выделить: неформальное общение верующих друзей с неверующими и уверовавших - между собой; чтение попадавшей в руки (посылаемой Богом) духовной литературы; размышление, личная (поначалу неосознанная) молитва. Наконец, я считаю, главное: участие в таинственной жизни Церкви: причащение Святых Христовых Тайн, Исповедь, сюда бы я отнес и доверительное общение с любящим и опытным духовным отцом. Этого разве мало? Это разве не больше официальных лекций? Но это было, как правило, уже после Крещения. Не по правилам, конечно. Что касается роли лекций в подготовке людей к Крещению, то они могут быть полезны, если проводятся талантливо, а могут быть и вредны. Люди к Крещению приходят очень разные: одним нужны одни слова, другим - другие. Кого считать готовым к Крещению? Это должна решать совесть священника. А если вводить формальные признаки, то не будет ли еще хуже, чем Крещение всех подряд? Не прогоним ли мы многих жаждущих богообщения, но не могущих выразить это внятным для нас образом?
В конце концов все откроется на Страшном Суде. И там может оказаться, что многие из нас, кто назубок знали катехизис и часто причащались, осудятся, а кое-кто из тех, кого мы считали нецерковными, будут помилованы. Я бы не спешил с проведением четких границ.
И, главное, заботясь о границах, нужно стараться не столько отсечь от Крещения тех, кто, на наш взгляд, не готов, сколько помочь воцерковиться тем, кого Бог привел в Церковь. Вводя административные требования к катехизации, мы можем погрешить, потому что пути человека к Богу нередко бывают плохо видны извне.
Еще раз хочу сказать, что и я не за то, чтобы крестить людей только потому, что они отдали за это деньги. Я считаю, что мы, священники, должны всеми силами стараться, чтобы Крещение становилось для людей началом новой жизни, а не оказывалось только поводом к домашнему застолью. Ведь сказано в Священном Писании о Христе: "Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит" (Мф. 12, 20). Вот и нам бы в попытках раздуть в душах ближних духовный огонь не угасить курящегося льна.
Православный экономический вестник «Приход». № 4, 2007
[i] Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. М.: Отчий дом, 1994. С. 353.
[ii] Лк. 18:9-14.
[iii] Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. М.: Отчий дом, 1994. С. 348.
[iv] Ср.: Лк. 6: 39.