За что Достоевского исключили из школьной программы в Польше?
|
Роман Гертых, вице-премьер правительства Польши |
Теперь журналисты и аналитики разных стран решают непростую задачу: рационально объяснить выбор «запрещенных писателей». Министр образования Польши Роман Гертых, подпись которого стоит под скандальным документом, является лидером национал-католической партии «Лига польских семей». По догадкам польских СМИ, Гертыха мог не устроить нигилизм Кафки или недостаточно строгая нравственность персонажей Гете. Но чем провинился Достоевский, произведения которого привели в Церковь тысячи людей?
Напрашивается вывод о влиянии политического противостояния с Россией: как «ледяной период» охарактеризовал последние два месяца в отношениях между двумя странами Гертых - кстати, вице-премьер правительства Польши. Переносят ли польские чиновники неприязнь к российскому политическому курсу на русскую культуру в целом? Или патриотические пассажи Федора Михайловича слишком чувствительно задевают национальное самолюбие? Вспомним эпизод с польскими офицерами в «Братьях Карамазовых»...
Впрочем, уже к концу недели Роман Гертых заверил возмущенную общественность, что Достоевский в школьной программе останется. Гете под вопросом, но и его шансы оцениваются как неплохие.
Изменения в круге чтения польских школьников не ограничились репрессивными мерами. Обязательная программа пополнилась прежде всего за счет польских писателей-патриотов; впервые в списке оказались также «Исповедь» блаженного Августина, «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Память и идентичность» «классика польской литературы», «Великого понтифика» и «раба рабов Божиих», папы Иоанна Павла II.
По материалам Süddeutsche Zeitung, Die Welt, Die Zeit