Католики отмечают праздник Тела и Крови Христовых
День Тела и Крови Христовых отмечается в Католической Церкви ежегодно во второй четверг после Пятидесятницы. В сознании верующих этот праздник в честь Евхаристии, повторяет Великий четверг, а во многом даже заменяет его, поскольку вся Страстная седмица по обычаю католического благочестия настолько сконцентрирована вокруг событий Страстной пятницы и Крестных страданий Спасителя, что воспоминание Тайной вечери остается «в тени».
Характерна история праздника, возникшего как раз в то время, когда формировались специфические черты католической церковности. Первые упоминания о нем относятся к началу XIII века. Первоначальное распространение праздник получил в Льежской епархии, где после видений в 1209 году Юлиане из Корнийона народное почитание особого дня Тела и Крови Христовых усилилось, и в 1246 году праздник был официально признан Льежским епископом, а в 1264 году папа Урбан IV придал ему общецерковный статус. Песнопения для торжественной мессы были составлены Фомой Аквинским и по свидетельству католических богословов они отличаются особой глубиной догматического содержания и совершенной поэтической формой.
Особенное значение праздник приобрел в Германии, где на фоне противостояния лютеран и католиков участие в процессиях для поклонения Телу Христову воспринималось как исповедание католической веры, поскольку протестанты не признают католическое учение о транссубстанциации[1] и основанное на нем внелитургическое поклонение[2] Св. Дарам.
Но сегодня былые споры уже забыты и праздник Тела и Крови Христовых превратился в Германии в народный праздник, когда организуются костюмированные шествия, площади городов украшают цветочными коврами, а предприимчивые держатели ресторанчиков объявляют «специальные предложения».
[1] От лат. transsubstantiatio - пресуществление, католический термин, обозначающий претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
[2] Западная практика, включает в себя поклонение, шествия, пение гимнов Святым Дарам вне литургии.