Трофеи и копья православного богослужения: о чем поет Святая Церковь?
- «...А вот то, что читается главное на утрене?..» - «Канон, да. Это
такое произведение из 9 (на самом деле почти всегда из 8) песен,
которое рассказывает, в чем собственно праздник...» - «...». Так обычно
заканчивается попытка «в двух словах» объяснить смысл ключевых текстов
службы.
Преподобный Роман Сладкопевец
Действительно, тропари и кондаки в их современном виде и объеме мало чем разнятся. Даже поются они на одну, тропарную мелодию (тропарный глас). Не так было в древности. Когда-то, во времена легендарного Романа Сладкопевца (к. V-VI вв.) кондак представлял собой целую богословскую поэму, сложное, острое по мысли и замечательное по поэтической красоте произведение...
Впрочем, по порядку. Тропарь - древнейшее песнопение; единственное, бывшее в древневизантийском богослужении. Объяснить значение самого слова не так-то просто. Происхождение греч. tropárion трактуется по-разному: 1) от tropaía - «победный знак, трофей», и тогда смысл песнопения ясно проступает сквозь форму: тропарь прославляет победу - мученика над язычеством, преподобного - над страстями, наконец, Самого Спасителя - над смертью; 2) от глагола trépō - «поворачивать(ся), обращать(ся)»; тропарь поется и читается в различных службах данного дня, повторяется в течение одной и той же службы: в конце вечерни перед отпустом (поэтому и называется здесь отпустительным), на утрене в начале (на «Бог Господь») и перед концом, после великого славословия, на литургии - после малого входа, а в великие Господские праздники вплетается («вращается» - trépei) между стихами псалма, составляющего 3-й антифон; 3) наконец, tropárion часто связывается с trόpos - «образец»: уже у древних греков способ пения назывался так; древние музыкальные лады (лидийский, миксолидийский и др.) назывались «тропами».
Как бы то ни было, тропарь - строфа[1], кратко резюмирующая все сказанное в других песнопениях дня, его главная богослужебная тема. И в самом деле - песнопение, кратко прославляющее праздник, святого или явление иконы; его основной смысл.
Кондак - песнопение в одну-две строфы, находящееся после 6-й или 3-й песни канона; повторяется также на литургии и на повечерии. Само греч. слово kontákion некоторые считают уменьшительным от kόntaks - «копье»; но вероятнее его происхождение от kontόs - палочка, на которую наматывался пергамент с записанными на нем песнопениями. Свиток таких «кондаков» называется кондакарием. В древности, до появления жанра канона (который в своем современном виде сложился в VIII-IX вв.) скромное ныне песнопение составляло главное содержание богослужения праздника и было его украшением вплоть до XI-XII вв. Кондак представлял собой самостоятельное поэтическое произведение из 20-30 (обычно 24) строф, постепенно раскрывающих одну тему. И если тропарь суммарно отражал главное содержание празднуемого события (жития святого), то кондак являлся уже развитой формой прославления данного события. Поэт, скажем, прп. Роман Сладкопевец, с чьим именем предание связывает происхождение кондаков, последовательно раскрывая те или иные стороны события, углубляясь в его богословское содержание, вдохновляясь, в полете творческого дарования свободно создавая образы, богословствует в стихах (сочинения прп. Романа - совершенство греческой церковной поэзии; см., например, кондак и икос на Рождество Христово).
Теперешний кондак - только первая, вводная строфа («кукулион») прежнего или первый после кукулиона икос; либо оба вместе: так, когда сейчас говорится о кондаке и икосе на 6-й или 3-й песне канона, то подразумевается кукулион, усвоивший название всего прежнего кондака, и его первый икос, которые в древности лишь задавали тему; собственно ее развитие исчезло. Отсюда - все наше недоумение. В сегодняшнем богослужении сохранилось лишь несколько кондаков с более чем одним икосом: например, кондак (бывш. кукулион) последнего воскресенья перед Великим постом, воспоминающего изгнание Адама из рая, имеет целых 4 древних икоса, названных ныне одним. Полностью весь древний кондак сохранился только в чине священнического отпевания: кукулион «Со святыми упокой» сопровождается не одним только икосом «Сам Един еси бессмертный», но всеми 24.
Но все же при более внимательном сравнении с тропарем можно увидеть, что кондак обычно освещает другую сторону празднуемого события: если тропарь дает картину внешней стороны праздника, то кондак - внутренней или наоборот; кроме того, кондак это событие изображает полнее (см. Рождество Христово, Крещение, Вознесение, Преображение).
Канон же, в отличие от тропаря и кондака, есть прославление празднуемого события на заданную тему. Вернее, на 8 заданных тем: переход евреев через Чермное море, обличение неблагодарных иудеев, благодарственную молитву св. Анны, матери прор. Самуила, песнь прор. Аввакума и песнь прор. Исайи о пришествии Спасителя, молитву прор. Ионы, бывшем 3 дня «в чреве китовом», благодарственную песнь 3 отроков, спасенных в раскаленной печи, молитву священника Захарии...
(Продолжение следует)
Материалы:
[1] Архим. Киприан (Керн). Литургика: гимнография и эортология (М., 2002)
[2] И. А. Гарднер. Богослужебное пение Русской Православной церкви. Т.1 (М., 2004)
[3] Настольная книга священнослужителя. Т.1. изд. 2-е (М., 1992)
[1] Строфа - от 4 до 12 стихов (строк), объединенных ритмом, конечной или внутренней рифмой и другими поэтическими средствами; в песнях называется куплетом.