Театр во спасение
|
Сцена из спектакля "Из жизни фамов и хронопов". www.tottheatre.ru |
Справка: Ксения Балобанова в течение 5 лет участвовала в фольклорном театре МГУ «Братыня», сейчас участник ТОТ - Театральной лаборатории метода (www.tottheatre.ru).
Театр часто обвиняют в искусственности, фальши и лживости. Основой этому служит распространенное понимание театра как пространства игры.
«Самый принцип театральности отвергается Церковью. Запрещаются маски, ряжения, переодевание в костюм другого пола, так как все это подделка, двусмысленность, фальшь. Даже смотрение на это - какое-то участие. Что же касается актера - то, с чем большим увлечением он играет, тем больший ущерб наносит своей душе, поселяя в ней путаницу и ложь» (о. Александр Ельчанинов).
Но в театральной работе заложена и другая возможность, которая невидима при таком взгляде и действительно редко открывается в современных постановках. Вдумаемся: «играть» подразумевает «играть кого-то», кого-то - другого. Говорят даже: он так вживается в роль, он становится другим.
«Что значит «верно» играть роль?» - допытывался я.
«Это значит: в условиях жизни роли и в полной аналогии с ней правильно, логично, последовательно, по-человечески мыслить, хотеть, стремиться, действовать, стоя на подмостках сцены... На нашем языке это называется "переживать роль".
То есть актер играет не просто «другого», а «человека вообще», «Человека». Что это за профессиональный навык - «по-человечески мыслить», «действовать»? Как это - «по-человечески»? Поначалу естественным кажется обратиться к самому себе в поисках этой «человечности». И в этом случае практика самопознания оказывается частью профессии. Здесь важно понимать, что интенция самопознания по природе своей ограниченна, недостаточна, замкнута на себе же. Актер, работающий на сцене из интереса к устройству собственной персоны, не найдет сил справиться, например, со сложным текстом, образом. Сложным - то есть таким, который не находит отголоска, не резонирует с его индивидуальностью. Только импульс, выводящий за пределы собственной личности, дает силы работать, может стать источником вдохновения и глубины, внутренней свободы и бескорыстия. Перефразируя Станиславского: актеру должно любить Истину в себе, а не себя в Истине.
Сцена из спектакля "Из жизни фамов и хронопов". www.tottheatre.ru |
«Актер должен манипулировать сценическим образом как скальпелем для препарирования собственной индивидуальности. Речь идет не о том, чтобы играть самого себя в неких предлагаемых обстоятельствах, то есть о так называемом переживании роли... Речь идет об использовании вымышленного образа в качестве трамплина, орудия, делающего возможным проникновение вглубь, к тому, что укрыто под нашей повседневной маской, к достижению интимных слоев нашей индивидуальности для того, чтобы принести их "в жертву"».
Тогда ядром работы становится Бог, Истина. (Вообще же, это так просто и не требует всех слов, сказанных выше и ниже: работа актера, как и любая другая работа, которую выполняет православный, воцерковленный человек, сосредоточена в конечном итоге вокруг Господа и спасения души.) Одновременно Он становится ее горизонтом, ее ориентиром. Практика самопознания оборачивается практикой прозревания в себе образа человека как отражения Образа Христова. В такой работе актера есть шанс на спасение. Само слово «актер» здесь вновь обретает свои истоки - «актер»* как «актор» - действующий, преображающий. Его работа - это своего рода аскетическая практика.
В реальности, особенно в сегодняшней, актеру обычно далеко до Действия, спектаклю - до Действа. Но, может быть, важнее не то, насколько далеко, а сам вектор устремления? Движение в этом направлении требует большого труда и специальных усилий.
Подчеркнем: речь идет именно о сегодняшней ситуации, ситуации духовного вакуума, когда жизненно необходимо восстановить связь между культурой и Церковью. Поиск соприкосновения между сценической практикой и воцерковленным духовным опытом необходим и самому театру. Ведь зачастую даже в театрах, стремящихся к собственной православности, весь объем духовной жизни сворачивается до манифестирования «православных» идеологем в публичном пространстве, до претензии, заявки на православность. Символы вырождаются в знаки. Эта участь постигла и другие сферы искусства, другие культурные практики - образование, политику.
В этой ситуации актер оказывается перед таким же выбором и теми же вопросами, как и любой православный - православный офисный работник, православный телохранитель, православный депутат, православный судья. Искать, давать ответы на эти вопросы - возможно, в этом миссия нынешнего - и каждого следующего поколения.
Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 2002.
Яковлев В. Есть ли Бог на сцене // «Континент». 2001. № 109.
Гротовский Е. От бедного театра к Искусству-проводнику. М., 2003.