С молитвословом в рюкзаке
Богомолье начала XXI века
Оказаться паломником можно и не выезжая из своего города. Четырёхчасовая поездка по московским монастырям (есть несколько вариантов маршрута) обойдётся от 400 (центр «Покров») до 500 рублей (Паломнический центр Московского Патриархата). Схожая паломническая экскурсия в Подмосковье (Можайск, Клин, Звенигород, Дмитров, Коломну) займёт целый день, но будет стоить уже от 700 до 1000 рублей.
В почитаемые Оптину пустынь и Дивеево дорога займёт уже два-три дня, что обойдётся от тысячи до двух тысяч рублей на человека. Самые высокие цены - до сорока тысяч - приходятся на совмещённые типы маршрутов (поезд+теплоход); это одна из находок службы «Радонеж». Впрочем, на Валаам или Соловки можно съездить и по более простому варианту, без речного круиза с остановками по дороге: стоимость упадёт также в два, а то и три раза.
Не менее интересными могут оказаться и другие маршруты, о которых рядовому человеку известно не так много. Один день займут Владимир с Боголюбовом или тверские города Кашин и Калязин, два дня - сёла Брянской области или Казань с Раифским монастырём, на три дня можно съездить в Задонск, Воронеж и Дивногорье (такие варианты предлагает служба «Троицкий паломник»). Как правило, программы составлены с учетом посещения литургии, в этом случае у приехавших будет возможность исповедаться и причаститься. Также группу может сопровождать священник - часто он даже ездит бесплатно. Иногда паломнические агентства имеют уже налаженные связи с определенными священнослужителями, иногда могут приглашать священников от случая к случаю, но бывает полезно и подстраховаться - самому найти сопровождающего клирика.
Перед поездкой на несколько дней важно тщательно проверить предлагаемые условия. Иначе обижаться нужно будет на себя, а не на паломническую службу: они-то вас заранее предупредили. Крупные паломнические центры сегодня стараются прописывать в договоре все подробности программы, а её сокращённый вид публикуется на сайте. Часто можно сразу понять, предлагают ли вам гостиницу, монастырское общежитие или так называемый частный сектор - дома и квартиры знакомых организаторам людей. Скромность и демократизм поездки - не помеха, если человек знает о них заранее и готов к предложенным условиям. Но если этого нет, все детали нужно обязательно уточнить самому. Иначе вам придётся, допустим, непредвиденно провести ночь по дороге в автобусе, и наутро вы вряд ли сможете выстоять богослужение или ходить с экскурсией. Также полезно познакомиться с отзывами в Интернете: если у паломнической службы есть существенные недостатки, они, как правило, повторяются и уже не станут неприятной новостью.
Как заметила экскурсовод службы «Фавор» Оксана Подуст, размер группы в путешествии колеблется от 10 до 40 человек: это зависит и от популярности маршрута, и от наполняемости автобуса. Вместе с вами могут оказаться как люди давно воцерковлённые, так и те, кто с Православием почти не знаком. Сотрудник же «Радонежа» предупредил нас, что паломнические поездки иногда предпочитают туристическим из-за того, что первые дешевле на десять-двадцать процентов. Поэтому может варьироваться и сама экскурсия: проводник будет рассказывать не только о святых местах на маршруте, но и об исторических деталях, а иногда придётся разъснять очевидные для церковного человека вопросы.
Собираясь в дорогу, не стоит забывать о продуманной одежде и багаже. Совсем не лишне ещё раз вспомнить, тёплое или холодное сейчас время года, каковы погодные особенности посещаемого места, предусмотрены ли долгие пешие маршруты, остановка в монастыре или под открытым небом, сколько раз в день будет организовано питание. Ваше желание молиться, увы, не спасёт от простуды, если в дождливый день на Соловках с вами не окажется тёплой одежды и резиновых сапог.
Отдых на курорте или путь к дальним святыням?
Паломническое путешествие за границу - особый вид поездки, когда вместе с посещением святых мест в программу может входить и отдых. Такая программа обычно рассчитана на одну-две недели. Естественно, затраты возрастут на порядок, ведь компания нередко берёт на себя и оформление визы, и страховку, и питание, и оплату гостиницы. В зависимости от выбранной страны путёвка может стоить как сравнительно немного, так и очень дорого - от восьми тысяч рублей (Абхазия со службой «Ковчег») до восьмидесяти семи (Эфиопия со службой «Покров» и диаконом Фёдором Конюховым).
Зарубежные паломничества часто связаны с традиционно почитаемыми в православии местами: Святой землёй, Италией, Грецией (на ней специализируется паломнический центр «Солунь»), отчасти Египтом. Но осваиваются и регионы, бывшие просто туристическими курортами. Крым с древними колониями и восстановленными храмами императорской России, Болгария с многочисленными монастырями и братскими могилами русских воинов-освободителей, Кипр - остров апостолов и мучеников, Турция, когда-то бывшая Византией, Чехия с мощами мученицы Людмилы и князя Вячеслава - не только земли с хорошим климатом и богатой историей, но и места подвига христианских святых.
Предпочитающие более редкий маршрут могут поехать в Сирию и Ливан (от 34 тысяч с «Марфой и Марией», 40 тысяч с «Радонежем», 42 с Паломническим центром Московского Патриархата, полсотни с «Покровом») или посетить Скандинавию («Ковчег» предложит вам два маршрута, которые, не считая дороги и питания, обойдутся в 300 и 440 евро соответственно). Существуют поездки и в Закавказье: несмотря на нынешние политические отношения России и Грузии, паломники «Марфы и Марии» по-прежнему могут приехать в Грузию, посетить богослужения Католикоса-Патриарха Илии и получить, вопреки политической конъюнктуре, тёплый и радушный приём всего за 30 тысяч рублей.
«На закуску» можно выбрать страны, совсем уж не связанные с привычными образами паломничества - Эфиопию или Японию. Эфиопские гости при желании могут разнообразить свой маршрут как угодно - даже договориться с местным оператором и заказать в нагрузку к стандартной программе индивидуальный тур с сафари. При этом, как сообщает служба «Покров», придётся сделать прививку от жёлтой лихорадки, а также принимать противомалярийные препараты. Экскурсии в Южную Азию (напомним, что в стране Восходящего Солнца проповедовал святитель Николай (Касаткин)) пока развиты слабо. Индивидуально можно обратиться в тот же «Покров», сотрудничающий с японскими фирмами, а «Радонеж» недавно анонсировал поездки не только в Японию, но и в Китай.
Паломничество за рубежом по организации мало отличается от обычной турпоездки, поэтому готовиться нужно не менее тщательно, чем когда вы просто отправляетесь отдыхать. Начальник отдела менеджмента и маркетинга «Радонежа» Дмитрий Городов посоветовал нам обратить внимание на наличие действующего загранпаспорта, медицинской страховки и физическую подготовленность к маршруту. Также стоит узнать о культурных и политических особенностях конкретной страны - эта информация доступна в Интернете.
Напоминаем, что православность службы-организатора - ещё не гарантия её профессионализма, хотя крупные компании, работающие много лет (многие из них упомянуты в нашем обзоре), хорошо знакомы со спецификой экскурсий вне России. Возможно, вам пригодится помощь зарубежных паломнических центров для наших соотечественников. Среди них, например, центр апостола Фомы, работающий в немецком городе Трир.
Важный вопрос для паломника за пределами России - поиск гида. В зависимости от выбранной службы вам предложат два варианта: русского экскурсовода, приехавшего с группой либо постоянно живущего за рубежом, или представителя «принимающей стороны», то есть местного проводника. В последнем случае человек не всегда сможет грамотно рассказать о православных святынях; известны полуанекдотические примеры (из светской практики, но всё же), когда в Иерусалиме русскую группу вели к Стене Плача и предлагали написать письмо Богу. Как бы ни было, перед поездкой всегда уточните, кто именно будет руководить вашей группой и насколько он вас устраивает.
Многие европейские святыни хранятся в инославных храмах, чаще всего католических. Здесь стоит предварительно узнать у организатора, возможно ли им поклониться - не факт, что, скажем, мощи святого вынесут к вашему приезду. Часто православным священникам (из местных приходов или членам группы) разрешают отслужить молебен перед общей святыней. Но иногда в городе вы не найдёте православную церковь - придётся довольствоваться посещением католического или протестантского храма. Такой визит, включая даже посещение богослужений, не несёт ничего предосудительного, но нельзя забывать, что совместные молитвы с инославными Церковью запрещены, не говоря уже об участии в Таинствах.
Посоветовать, как выбрать паломнический маршрут и о чем надо помнить, отправляясь в поездку, мы попросили Игоря Гарькавого, эксперта по развитию паломнических маршрутов Паломнической службы «Радонеж»:
Человек должен воспринимать паломничество как труд и соизмерять свои силы с неизбежной нагрузкой, без которой нельзя получить духовную пользу от путешествия. Есть маршруты, доступные практически любому человеку, есть более сложные путешествия, есть места, в которые я бы рекомендовал отправиться, только когда вы пройдёте самые простые маршруты.
Мы живём в удивительное время, потому что раньше паломничеств, организованных с помощью специальных служб и других структур, в таком масштабе никогда не существовало. Сейчас паломническое движение в России достигло такого размера и разнообразия, что это перекрыло практику, которая существует и в Греции, и на Балканах, и даже в западных католических странах. Паломнические экскурсии, которые есть сейчас в России - не совсем то, что было до революции. Тогда существовали службы при крупнейших монастырях, но это был вопрос доставки людей, и в лучшем случае на месте организовывалась ознакомительная экскурсия. А сейчас поездка такая поездка включает в себя своего рода просветительскую и катехизаторскую работу со стороны экскурсовода.
Нынешние паломнические поездки - это, прежде всего, путешествия. Они имеют вполне материальные, стоимостные характеристики, и это нормально. Но если есть только это, не нужно использовать слово «паломничество», потому что тогда речь идёт о чистом бизнесе с целью извлечения прибыли. Паломничество в традиции Церкви - это вид духовного делания, стоящий в одном ряду с такими привычными формами духовной жизни, как соборная молитва в храме или частная в кругу семьи.
Паломничество - это не туризм, не просто путешествие из точки А в точку Б с целью увидеть находящиеся там объекты. Это ещё и соприкосновение с Церковью, с иным миром: оно может произойти или не произойти. Это духовное упражнение, и, как однажды отметил в разговоре со мной архиепископ Вологодский Максимилиан, главное, принесла ли тебе эта поездка пользу.
Самая большая паломническая ошибка - упование на то, что всё можно предусмотреть. Люди, отправляясь в паломническую поездку, ждут встречи с Богом, и одновременно думают, что её можно организовать как обычное туристическое путешествие. Нельзя уповать на то, что купив путёвку, вы обязательно встретите в монастыре благодатного старца или произойдёт исцеление. Итог паломничества зависит не от людей, а всё-таки от Бога. Чудо нельзя организовать. Будем помнить, что «человекам это невозможно. Богу же всё возможно» (Мф., 19:26)