О наших ошибках. Комментарий к «письму 10 академиков»
Король Швеции Карл Густав вручает Нобелевскую премию по физике за 2003 г. Виталию Лазаревичу Гинзбургу. Фото агентства Рейтер |
Надеемся вместе с нашими читателями осознать действительную ситуацию, обсудить проблемы, попытаться найти пути их разрешения.
Недавно стало известно о выходе так называемого «письма 10 академиков» , которое уже прокомментировали в своих выступлениях иер. Владимир Вигилянский, прот. Всеволод Чаплин, иер. Михаил Прокопенко, диакон Андрей Кураев.
Собственно церковно-общественная сторона вопроса компетентно освещена в этих комментариях, но есть и другой аспект данной проблемы: внутрицерковный.
Помимо «рудиментов идеологии политических пенсионеров», как метко охарактеризовал стиль «академического» письма прот. В. Чаплин, несомненно важно попытаться разобраться в том, есть ли причины возникновения этого текста, заслуживающие внимания церковной общественности. Есть есть, каковы же они?
Спору нет, давняя борьба атеизма и христианства (отнюдь не науки и христианства, как это пытаются представить) продолжается. Последние события свидетельствуют: у атеизма в данной борьбе появились козыри, которые мы же сами ему дали в руки. Из-за наших неправильных действий (а вернее, нашего бездействия) антицерковные группировки в российском истэблишменте не теряют, а набирают вес.
Одной из упущенных возможностей с нашей стороны была полная незаинтересованность православных кругов в борьбе с лженаукой. На словах много раз приходилось слышать, что Церковь и РАН - естественные союзники в борьбе с разнообразными "биоэнергоиформатиками", "торсионщиками" и прочими лозоходцами. На деле никаких совместными реализованными проектами, публикациями, и прочими конкретными результатами это заявленное сотрудничество не увенчалось. Видимо, именно отсутствие деятельного интереса со стороны православных академических и публицистических кругов и стало одним из факторов, благодаря которым такой здравомыслящий человек, как академик Кругляков, председатель комиссии РАН по борьбе со лженаукой, стал одним из подписантов статьи. Это потерянная возможность для Церкви, мы могли приобрести друга и сторонника там, где сейчас имеем противника.
Что могла православная общественность сделать со своей стороны для борьбы с лженаукой? Да хотя бы не продавать безумную книгу г-на Тихоплавова "Физика веры" в церковных книжных лавках. Не проповедовать якобы нравственно полезный миф о телегонии. Переходя к общему от этих двух частных примеров, я рискнул бы предложить создать что-то вроде средневекового "Index librorum prohibitorum" - список книг, которые не благословлялось бы распространять в храмах и православных магазинах, в частности из-за их лженаучного содержания. Вообще отсутствие церковной цензуры - отдельная тема, для более широкого обсуждения, чем взаимоотношения Церкви с академиками и либеральными политиками, на которую уже высказывались авторитетные церковные деятели.
Другое упущение, или ошибка, - солидаризация некоторых православных публицистов с протестантскими радикальными группировками, отрицающими возможность сочетания христианского вероучения и теории эволюции в любой форме. Это дало повод к огромному потоку разной хулы в адрес Церкви, который на деле надо адресовать некоторым публицистам, самочинно выдающим свое мнение по поводу отношения идей Дарвина к Православию за собственно православное учение.
Удивительно, почему иные научные вопросы, скажем причины Пунических войн, доказательство великой теоремы Ферма или вымирание динозавров не воспринимаются столь существенно в отношении к христианской вере? Впрочем, это дело научной и религиозной честности проповедников протестантских креационистских доктрин под соусом Православия. Однако поставление себя на одну доску с Соборами и Отцами Церкви - это поступок, находящийся в исключительной сфере ведения Церкви и заслуживающий ее критичной оценки.
Помимо самочинных анафем дарвинистам, что является, как кажется, поступком, не вполне соответствующим церковным канонам, так называемые «православные креационисты» совершают и другое, политически вредное дело - настраивают против Церкви ту часть общественности, которая еще не закоснела в атеизме, однако очень болезненно реагирует на разные лженаучные доктрины типа креационизма.
Надеюсь, все вышесказанное поможет православной общественности попытаться сориентироваться в том, кто ее друг, а кто - враг, и своими разумными действиями и публичными выступлениями превратить - хотя бы частично - своих противников в сторонников. Точка возврата еще не пройдена, как кажется.