У Спаса всего в запасе
|
Фото: newsprom.ru |
Поначалу существовали разногласия по поводу продолжительности поста. Вопрос состоял в том, вкушать ли мясо в день Преображения (сейчас Преображение - «рыбный» день). Многие из тех, кто вкушал мясо, продолжали разрешение от поста от 4 до 8 дней, т.е. для них пост либо прерывался, либо и вовсе заканчивался.
Только в 1166 г. при Константинопольском патриархе Луке Хрисоверге по поводу Успенского поста было вынесено соборное определение, которое постановило прихожанам восточных церквей держать пост 2 недели, как это происходит сейчас.
Значение этого поста состоит в том, что Церковь призывает нас подражать Божией Матери, совершеннейшей из женщин. Вот что пишет по этому поводу Святой Симеон Солунский:"Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас".
С другой стороны, установлением поста Церковь руководствует нас к духовному преображению. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, говорится следующее: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний - в седьмом месяце (Успенский), для зимы - зимний (Рождественский)".
Название текущего месяца происходит от имени 1-го римского императора Октавиана Августа. Славяне называли этот месяц «Серпень», от слова серп, орудия, с помощью которого в это время жали хлеб.
14 августа - первый осенний праздник, в народе его называют "Первый Спас", или "Медовый Спас", потому что он считается медовым разговеньем. До этого дня мед есть не полагалось. На Спас в храм приносят для освещения мед, семена и первые овощи. После Медового Спаса "лето навстречу осени в припрыжку бежит". Со Спаса ласточки и стрижи улетают в теплые края. Они встречают весну и провожают лето. Начинаются холодные росы. "У Спаса всего в запасе: и дождя, и ветра, и ведра, и распогодья".
Хотя этот праздник очень удачно соотносится со временем сбора меда, происхождение его связано с определенными историческими событиями.
В 1164 году сразу 2 православных правителя одержали победу над врагами: великий князь Андрей Боголюбский в походе против поволжских болгар и греческий император Михаила над сарацинами. Обе победы произошли по молитвам перед иконами Божией Матери и Спасителя, причем во время сражений из их икон выходили огненные лучи. С обоюдного согласия Андрея и Михаила в 1168 г. с благословения представителей высшей церковной власти по этому случаю был установлено празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице.
Основной праздник 14 августа называется "Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня". Таинственное выражение "происхождение древ Креста" означает крестный ход.
Праздник стал отмечаться в 9 в. в Константинополе, а в 12-13 в. сделался всеобщим.
По общепринятому мнению, праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто возникавших в августе. Чтобы избавиться от них и не стать жертвой эпидемий, в столице Византийской империи установился обычай, по которому ежегодно в августе часть животворящего древа Креста Господня (которая хранилась в домовой церкви греческих императоров) приносилась в храм св. Софии. Там совершалось водосвятие, а потом в течение 2 недель (начиная с 1 августа) святыню носили по городу и служили литии для освящения места и изгнания болезней. 14 августа древо Креста возвращалось в царские палаты.
Это послужило началом греческому обычаю, по которому 1 числа каждого месяца в греческих церквах служится водосвятный молебен. Отсюда же традиция 1 августа торжественно освящать воду в источниках.
В России праздник в честь св. и животворящего Креста стали отмечать в конце 14 или в начале 15 в.
Было принято совершать крестный ход на водоемы для освящения воды. После крестного хода многие купались и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее. Поэтому это день назывался в народе «мокрый Спас». На «мокрый» Спас последний раз купали лошадей
В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I". В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Еще одна память празднуется 14-го августа: семи мучеников Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Елеазара.
Имя Маккавеев неразрывно связано с борьбой еврейского народа за независимость Израиля. Маккевеи - общее имя представителей династии Хасмонеев, которые были вождями и правителями Иудеи с 167 по 37 до н.э.
Первоначально Имя Маккавей было прозвищем Иуды, одного из сыновей священника Маттафии, который возглавил борьбу против царя Антиоха IV Епифана, стремившегося который пытался эллинизировать страну
Согласно еврейской традиции, слово «Маккавей» составлено из начальных букв еврейских слов фразы «Кто, как Ты, Господи, между богами?» (Исх 15:11), которая была боевым кличем войска Иуды.
Очень скоро Маккавеями стали называть всех членов его семьи Иуды и их сторонников. Результатом восстания Маккавеев стало то, что Антиох был разбит, а Иерусалимский храм очищен и заново освящен в 165 г. до н.э.
Война началась из-за того, что Антиох IV Епифан пытался насильно заставить евреев отказаться от соблюдения заповедей Торы (в том числе Субботнего покоя и отказа есть неразрешенную Законом, т.н. «некошерную» пищу).
Иудеи стойко переносили эти запреты и нередко погибали мученической смертью за то, что отказывались есть свинину и приносить жертвы языческим богам. Из-за этого был убит и поминаемый Церковью 90-летний священник Елеазар.
Страшным мучениям подверглись семь его учеников и их мать Соломония. Когда их привели к Антиоху VI Епифану и стали принуждать есть недозволенную пищу, один из них братьев сказал: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы».
Царь приказал отрезать ему язык, содрать с тела кожу и отсечь руки и ноги на виду у прочих братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего юношу бросили на огромную раскаленную сковороду.
Когда умер первый, вывели на поругание второго, и он принял мучение таким же образом. Уже при последнем издыхании он сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Потом славную мученическую кончину приняли оставшиеся из братьев Маккавеев.
После сыновей скончалась и мать, радостно благодаря Бога за то, что она сама и дети положили души за закон Господа Вседержителя.
Это пример удивительной стойкости в вере, который был явлен за несколько десятков лет до пришествия в мир Иисуса Христа.
В начале «Слова», посвященного подвигу Маккавеев, Григорий Богослов говорит о том, что немногие христиане чествуют этих мучеников, так как они пострадали до Христа. Св. Григорий был убежден в том, что «есть некое мистическое и сокровенное учение, ...согласно которому никто из достигавших совершенства прежде пришествия Христа не мог достичь этого без веры во Христа. Ибо Слово, хотя явно открылось лишь в известные последние времена, было и прежде известно тем, кто чист разумом, как это явствует из (примера) многих, прославленных до Христа".
Однако, хотя Маккавеи что пострадали до крестной смерти Христа, они пострадали "согласно Кресту", а потому, несомненно, заслуживают особого почитания со стороны христианского мира.
Святой Григорий был поражен поступком матери семи братьев, Соломонии. Ведь она не только не стремилась оградить сыновей от смерти, но подбадривала их и скорее боялась, что кто-то их них откажется пострадать за веру.
«О, мужественная душа в женском теле! О, чудная и великодушная жертва! О, жертва Авраамова и, если не дерзко сказать - большая Авраамовой! Ибо он одного, хотя и единородного, приносит с готовностью, она же посвятила Богу целый народ сыновей, превзойдя и матерей, и священников числом жертв. Она приводила в пример свою седину и старость для большей убедительности увещаний не для того, чтобы спасти детей от смерти, но чтобы побудить их к страданиям", - пишет Св. Григорий.
В своей проповеди Св. Григорий соотносит ситуацию в Иудее времен Антиоха Епифана эпохой Византийской империи времен Юлиана Отступника: "И там и здесь - граждане, лояльные своему царю во всем, кроме того, что касается веры: когда есть выбор между царем земным и Царем небесным, они предпочитают последнего.
Живописав мученический подвиг Маккавеев, Григорий подводит нас к своей главной идее: "Мученичество не просто пример героизма отдельного человека или группы лиц - оно может быть вдохновляющим, очистительным и спасительным для целого народа. Иными словами, мученичество и исповедничество сопоставимо с искупительным подвигом Христа".