Готовится полное академическое собрание сочинений святителя Феофана Затворника
На пленарном заседании митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отметил, что для многих путь к духовной жизни начался именно с книг святителя Феофана и обратил внимание на то, что «наследие святителя до сегодняшнего дня ожидает научного исследования, комментирования и публикации в соответствии с современными академическими требованиями». Поэтому течение нескольких лет по благословению Святейшего Патриарха Кирилла готовится издание Полного собрания творений святителя Феофана, о котором подробно рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. По словам митрополита, сейчас издано менее трети письменного наследия святителя, причем качество издания его трудов по большей части не соответствует требованиям современной академической науки. Для того, чтобы реализовать такой масштабный проект, как полное собрание сочинений, планируется создание нескольких рабочих групп: 1) архивной (необходимо исследовать около 20 архивов, где содержатся материалы о святителе); 2) биографической (она должна составить подробное житие, которое станет основой работы над текстами); 3) текстологической; 4) богословской; 5) группы, которая займется комментированием текста. Планируется привлекать к работе учащихся духовных школ, например, через написание дипломных и диссертационных работ по наследию Феофана Затворника. Полное академическое собрание сочинений составит, предположительно, 35-40 томов.
Святитель Феофан |
Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел считает эту работу «очень востребованной». В ней, по словам владыки, примут участие Свято-успенский Вышенский монастырь, кафедра теологии Рязанского педагогического университета, Рязанская духовная семинария.
О том, как пересекаются «светская» и «церковная» филология рассказал доктор филологических наук, заместитель директора ИМЛИ РАН по научной работе Вадим Полонский. «Вышенский Затворник явил собой вершину в становлении и развитии совершенно особого феномена - русской духовной словесности нового времени», - отметил ученый. «Примечательно, что расцвет новой русской духовной словесности конца XVIII - XIX веков - от преподобного Паисия до святителя Феофана, объемлющий труды святителей Игнатия (Брянчанинова), Филарета (Дроздова) и длинного ряда иных крупных церковных писателей - по времени совпадает с рождением и взлетом великой русской светской классической литературы». По мнению Полонского, этот факт заслуживает особого внимания, при этом стоит вглядеться в параллельность двух русел в истории отечественной словесности: «В сознании русского общества XIX века и в нашей современной научной историографии духовная словесность и отечественная литературная классика - два вполне автономных явления». Иногда считают, что такое противопоставление - результат предвзятой работы позитивистской науки, атеистической публицистики, дореволюционных демократов, советских идеологов и современных либералов-западников. Но, по мнению Полонского, реальность «сложнее и драматичнее». Разрыв Вадим Вадимович связывает с Петровской эпохой, после которой в дореволюционной России секулярная светская культура оказывалась неспособной к диалогу с культурой церковной. Церковная культура синодального периода, обреченная на статус «вторичной» в неписанной общественной табели о рангах, оказывалась в двойственном, противоречивом и драматичном положении: «Пытаясь преодолеть искусственные преграды и наладить диалог со светской культурой, церковная мысль зачастую становилась объектом одностороннего влияния и впадала в зависимость от новомодных конъюнктурных прогрессистских идей», - рассуждает филолог. «Вызов» этой ситуации бросил святитель Феофан. Его писания, адресованные тысячам людей по всей России, не могли (хотя бы косвенно) не коснуться деятелей светской культуры, а «XIX век заканчивался взаимным встречным движением друг ко другу представителей церковной и светской интеллигенции». Следствием этого стали, в частности, Петербургские религиозно-философские собрания 1901-1903 гг., проходившие под председательством тогдашнего епископа Ямбургского и будущего Святейшего Патриарха Сергия. Однако этот интереснейший опыт не мог преодолеть раскола русской жизни. Светская и церковная субкультуры - различны, соответственно, задача представителей церковной и светской науки должна состоять в том, чтобы учитывать это в выработке исследовательского инструментария и методологических подходов, адекватных материалу. «Научное собрание сочинений святителя Феофана, работа над которым начинается в преддверии юбилея 2015 года, дает уникальную возможность начать движение именно в этом направлении», - выражает надежду ученый. Здесь, считает он, может оказаться востребованным опыт отечественной русистики в области издания академических собраний сочинений классиков. Полонский добавил, что Институт мировой литературы РАН выразил готовность принять участие в научном издании собрания творений святителя Феофана.
***
Авторитет святителя Феофана как духовного писателя несомненен. Но сравнимо ли с ним почитание его как святого, небесного заступника и молитвенника? С этим вопросом мы обратились к архиепископу Рязанскому и Касимовскому Павлу.
«Каждый святой в какой-то период времени оставил свой замечательный след в жизни Церкви, - ответил владыка, - и нет смысла говорить о каком-то первенстве. Каждый святой кому-то близок, кто-то его знает и к нему обращается. Так же и святитель Феофан. Паломники приезжают почти каждый день, в день памяти, конечно, их еще больше. Святитель Феофан скончался 19 января по новому стилю, в день Богоявления, и по благословению Святейшего Патриарха и по решению комиссии по канонизации память его перенесена на 23 января. Несмотря на то, что это зимний период, бывает очень много людей. 29 июня, день перенесения мощей, время для паломничества благоприятное, и молящихся собирается особенно много. Я некоторое время нес послушания в Соединенных Штатах Америки и Канаде и могу сказать, что за границей почитание святителя Феофана также очень велико».