Вера Авраама
Святой апостол Павел в послании христианам Галатии пишет: «Верующие - сыны Авраама» (Гал 3:7). Что значит это новозаветное утверждение? Справедливо ли такое отношение христиан к человеку, жившему двумя тысячами лет раньше Спасителя мира Иисуса Христа? Справедливо, и вот почему.
В ту седую древность все народы были политеистами. Не было на земле ни одного семейства, которое не покланялось бы идолам. Отец Авраама тоже не был исключением, об этом Библия говорит вполне определенно: «За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам» (Книга Иисуса Навина, 24:2). Авраам вырос в идолопоклоннической среде, был вскормлен политеистической культурой. Несмотря на это, именно к нему прозвучал божественный призыв: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе, и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое,.. и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:1-3)!
Мы не знаем, почему именно к Аврааму обратился Бог. Быть может потому, что именно этот человек был готов, как никто другой, послушаться Бога, готов был по Его призыву порвать со своим народом, со своей культурой, уйти (слова лех леха в библейском оригинале означают не «пойди», а именно «уйди»!) из своей земли. То есть, он способен был полностью разорвать со всем своим прошлым, несмотря на то, что достиг к тому времени почтенного, 75-летнего возраста. Кто в этом возрасте способен к столь крутым, радикальным переменам? И Авраам послушался Бога, и проявил верность Ему. Вера Авраама - не отвлеченная интеллектуальная убежденность в существовании Единого Бога, его вера - это верность Ему. Это не вера в Бога, это вера Богу.
Когда в Ветхом Завете говорится о вере, используются глаголы аман (стоять твердо, быть уверенным) и батах (полагаться, доверять). От первого из них происходит всем известное слово амен, по-русски: аминь. «Авраам поверил (heэмин, гифильная производная от корня аман) Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Бытие 15:6). Спор о вере и делах, разгоревшийся в XVI веке между католиками и протестантами, бессмыслен: библейская вера это и есть праведность, это и есть «дело» - дело решительного и полного доверия Богу, твердой уверенности в Нем. Уверенность и верность Авраама будут испытаны многократно, и он выдержит все испытания, которыми Бог будет искушать его. Выдержит даже самое сильное и самое парадоксальное из этих испытаний - требование принести в жертву единственного, чудесно данного Богом сына, наследника, с которым связаны все божественные обещания, вся авраамова надежда, весь смысл его жизни. Он, Авраам - отец всех верующих (Послание к Римлянам, 4:16) не только потому, что был первым на земле монотеистом, даже вовсе не поэтому. Но потому, что его поведение - образец, модель для всякого, кто хочет быть верующим. Хочешь быть верующим в подлинном, библейском смысле этого слова - будь так же предан Богу, так же полагайся на Него, как Авраам.
Вера бывает разной. Чаще всего такой: я верю Богу и служу Ему, поэтому ожидаю от Него помощи в осуществлении моих планов, благословения всех моих, более-менее благочестивых дел. Очень редко она бывает такой: я верю Богу, доверяю Ему, полагаюсь на Него и потому готов исполнять Его волю, какой бы - быть может, самой для меня неприятной и «невыгодной»! - она ни была. Готов быть рабом Ему, орудием для совершения не моей, а Его воли. Это ведь две разных, даже диаметрально противоположных модели отношений с Богом, не так ли? Это - два образа веры, и они друг другу противостоят, но не в буберовском смысле (русск. пер.: М. Бубер. Два образа веры. Москва, «Республика». С. 233-340), в котором противополагаются друг другу греческая пистис и еврейская эмуна (отглагольное существительное все от того же корня аман), а гораздо глубже, экзистенциальней. Кто кому помощник - Бог тебе или ты Богу?
За пределами книги Бытия имя Авраама упоминается в Ветхом Завете 73 раза - пожалуй, не меньше, чем имя Моисея. Упомянуто оно многократно и в Коране - 68 раз. Это говорит о том, насколько важен образ его поведения для последующих поколений, для тех, кто считает Авраама своим отцом. Кстати, согласно книге Исход, Бог, явившись Моисею в первый раз, в Синайской пустыне, представляется ему именно как «Бог Авраама» (Исход 3:6).
Для какой цели Бог избрал Авраама? Писание отвечает нам: для благословения в нем всего человечества (Бытие 12:3). Божественное избрание никогда не бывает ради одного лишь того, кто избран. Если Бог избирает кого-то, то всегда - для всеобщего блага, для благословения всех. Бог отделяет Авраама от родного ему народа с целью - объединить и спасти все народы. Авраам отделен от всех для благословения всех, отделен от язычников для благословения язычников. Начало домостроительства спасения человечества - в отделении Авраама от этого самого человечества. От него, отделенного ото всех народов земли, Бог создаст особый народ, Свой собственный народ, вступит с этим народом в совершенно особые отношения, отношения Завета, посшлет ему пророков и дает через них откровение. И наконец, совершится полное и окончательное откровение Бога - в Иисусе Христе, который - «сын Авраама» (Евангелие от Матфея 1:1). Объявлением об этом начинается Евангелие, благая весть, провозглашающая спасение всего человечества.
От призвания Авраама прошло четыре тысячи лет, и сегодня большинство людей, пять из семи миллиардов человек, населяющих нашу планету, уже не исповедуют многобожия, этого самого тяжкого из возможных заблуждений. А начиналось все с него, с Авраама. Помому-то мы его и почитаем.