«Литургия» П.И. Чайковского будет исполнена Московским Синодальным хором в день памяти композитора
П.И. Чайковский был первым из русских композиторов, кто написал музыку Литургии по чину святителя Иоанна Златоуста как единое и целостное произведение. Его исполнит Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.
«Литургия» - наиболее значимое творение из духовных произведений Чайковского. Композитор признавался, что созданное им сочинение - попытка возвратить русской церковной музыке самобытность, насильно от нее отторгнутую. «Литургия» Чайковского исполняется редко даже в концертном варианте. В свое время знаменитый хор храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» под управлением Н.В. Матвеева возродил старую традицию Синодального хора - ежегодное исполнение этого произведения П.И. Чайковского в день кончины великого композитора, который был идеологом Нового духовно-музыкального направления и принимал действенное участие в судьбе Московского Синодального хора и училища.
Партитура «Литургии святого Иоанна Златоуста» была закончена в мае 1878 года, а первое исполнение этого сочинения состоялось в киевской университетской церкви в июне 1879 года. Чайковский был рад, что премьера прошла именно в церкви, но это было единственное при жизни композитора исполнение его сочинения во время богослужения.
В Москве Литургия св. Иоанна Златоуста на музыку Чайковского была исполнена на закрытом духовном концерте Консерватории в ноябре 1880 года, а затем на экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря 1880 года в исполнении хора П.И. Сахарова. Публика с воодушевлением приняла произведение, но отзывы прессы были противоречивы. После московской премьеры на исполнение «Литургии» Чайковского в храмах был наложен запрет, который сняли лишь после смерти композитора. Синодальный хор, исполнивший это произведение в дни прощания в П.И. Чайковским, с тех пор ежегодно пел ее в день памяти композитора, обычно в церкви «Большое Вознесение» у Никитских ворот. Та же традиция поддерживалась до революции в соборе Александро-Невской лавры, где отпевали Петра Ильича Чайковского.