Изменение приговора Егору Бычкову – еще не победа в борьбе с наркоторговлей
Андрей Кабанов в зале суда |
На вопрос о том, сможет ли Егор продолжать свою деятельность, Андрей Кабанов ответил решительно: «А куда он денется? Назвался уже Егором Бычковым, за тебя вся страна переживала и помогала тебе, это аванс на будущее». По словам Андрея Кабанова, на результат рассмотрения дела повлияла широкая поддержка общества. При этом «работа над ошибками, конечно, будет сделана». С момента начала следствия прошло два года, и «Город без наркотиков» в Нижнем Тагиле не потерял это время напрасно: «Давно все исправлено, это же не сегодня возникшая задача».
Протоиерей Геннадий Ведерников, духовник Егора Бычкова, предоставивший в свое время помещение для реабилитационного центра в Нижнем Тагиле, в первую очередь хотел бы «благодарить Бога, Пресвятую Богородицу, и всех святых, которым молилось, наверное, пол-России», а также Правительство и Президента, которые обратили внимание на этот необычный случай, «и всю общественность, и всех людей, все СМИ, которые осветили это событие и это бедствие, которое происходит не только у нас». Делясь радостью о принятии судом решения, протоиерей Геннадий Ведерников надеется, что «в разных городах будет перемена к лучшему, потому что тема наркотической угрозы стала обсуждаться на высоком уровне».
Евгений Ройзман в зале суда |
Когда после принятия областным судом в Екатеринбурге решения об отмене приговора и замене срока на условный Егор, находившийся в Нижнем Тагиле, был отпущен из-под стражи, он приехал в первую очередь в храм, где его и встретил отец Геннадий. Здесь его сопровождали родные и близкие, много тележурналистов, священники. Также вместе с Егором сейчас в Нижнем Тагиле вице-президент екатеринбургского «Города без наркотиков» Евгений Маленкин. В храме был отслужен благодарственный молебен.
После молебна Евгений Маленкин сказал корреспонденту «ТД», что назвать решение суда справедливым он не может, поскольку приговор остался обвинительным, но самое главное, что Егор на свободе, а «юридическую оценку приговору дадут юристы, когда получат его мотивационную часть». По словам Евгения Маленкина Егор не только собирается продолжать свою деятельность: «Он ее и не прекращал. Если на тебя наступают и идет война, то действуют законы военного времени». Формы борьбы с наркоторговцами в союзе с честными сотрудниками МВД корректировать, по мнению Евгения Маленкина, не нужно, да и невозможно, «а то, что в Нижнем Тагиле не будет реабилитационного центра, это точно. Нет необходимости: есть центр в Екатеринбурге, не так далеко, можно к нам отправлять. Мы существуем уже 11 лет, у нас сейчас 190 человек сейчас на реабилитации».
Екатеринбург. Областной суд |
Считается, что формально состав преступления у Егора Бычкова и его сотрудников есть, но «для меня нет ничего формального, я человек реалистичный, а реально Бычков ничего не нарушал», — говорит Маленкин. По его мнению, отсутствие умысла на преступление уже дает основание не считать Егора преступником.
Тем временем новостные агентства сообщают, что Госдума вводит арест за употребление наркотиков. Принят в первом чтении законопроект, ужесточающий наказание за употребление наркотических, психотропных веществ и прекурсоров. Соответствующие изменения предлагается внести в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (УК РФ и УПК РФ), а также Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно законопроекту, за употребление наркотиков или иных одурманивающих веществ без назначения врача в общественных местах будут наказывать не только штрафом от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей, как сейчас, но и арестом на 15 суток (эта мера предусмотрена в качестве альтернативной).
Евгений Маленкин |
Евгений Маленкин считает, что любое ужесточение антинаркотического законодательства благоприятно скажется на ситуации, но напоминает, что «депутат Ройзман в 2005 году вносил законопроект о пожизненном заключении за наркоторговлю, 70 депутатов Государственной думы его подписали и одобрили, но он даже не был в первом чтении, так как был отклонен Правительством». Может быть, считает Маленкин, общественное внимание к делу Бычкова приведет к изменению законодательства. «Прежде всего, раз и навсегда должен решиться вопрос о принудительном лечении и определен статус наркомана. Сейчас у нас наркоман приравнен к больному гриппом, и на него никакое принудительное лечение не распространяется». Также вице-президент «Города без наркотиков» считает необходимым введение визового режима с наркопроизводящими странами, в первую очередь с Таджикистаном, откуда везут героин. Кроме того, необходимо ужесточение наказаний за наркоторговлю до пожизненного заключения, тестирование на наркотики в школах и вузах и разработка концепции государственных реабилитационных центров. На базе Государственного антинаркотического комитета прошло уже две конференции, в ходе который «Город без наркотиков» участвовал в разработке стандарта для реабилитационных центров, и методика фонда «нашла свое понимание и одобрение специалистов», — утверждает Маленкин. Он уверен, что «все специалисты понимают, что без принудительного лечения ситуацию никак не изменить».