Казанский собор на Красной площади
Надежда Зайцева |
Надежда Зайцева, переводчик
В Казанский собор на Красной площади хожу с весны 2003 года. До этого заходила иногда, перед вступительным экзаменом в МГУ молилась перед местной Казанской иконой - и мне досталась на сочинении досконально знакомая тема. А однажды на первой неделе Великого поста приехала сюда на канон Андрея Критского - и поняла, что останусь здесь насовсем.
Для меня приход - основная деятельность помимо работы. Практически все личные интересы находятся здесь. Тут хорошие друзья, общение, которое расширяет кругозор и позволяет делать что-то полезное для других.
Например, у нас есть неофициальное «молодежное объединение». Началось с того, что мы с подругой переписывали журналы, в которых записываются поминовения о здравии и упокоении. Постепенно стали собираться помощники, и мы поняли, что надо начинать учить их азам православной веры. Собирались в храме после всенощной, читали тексты на церковно-славянском, служебник, рассказывали другим, что и как, и на этой почве очень сдружились - теперь постоянно общаемся в храме и время от времени устраиваем совместные походы на концерты и в кино, поездки и тому подобное. Периодически появляются новые люди - и с ними начинаем проходить все сначала. Иногда удается применить знания на практике, поучаствовать в службе. Раньше я регулярно читала, сейчас еще и пою.
Где-то с полгода назад мы начали проводить учебные богослужения вне храма, в рамках которых можно не только научиться читать и петь, но и узнать на практике, как выглядят такие редкие в наше время службы, как повечерие или полунощница.
Есть еще много интересных задумок по работе с молодежью - но все упирается в основном в две проблемы: нехватку времени (все-таки большинство из нас - люди работающие или учащиеся) и помещений. Даже собраться после службы и выпить чаю с другими прихожанами при храме практически негде.
В наш храм заходит много народа, но со вниманием и участием встречать всех невозможно. Поговорить получается, только если человек сам захочет что-то спросить, узнать. Самый нестандартный вопрос на моей памяти задал зашедший в храм араб, который спросил у меня по-английски, как он может позвонить в Египет. Конечно, объяснила ему, где находится Центральный телеграф.
Еще была девушка из Черногории, сказала, что ей у нас так понравилось, что она хотела бы креститься. А так вопросы обыкновенные, самый стандартный - где поставить свечку Николаю Чудотворцу (он у нас «конкурирует» с Казанской иконой). К сожалению, по-настоящему заинтересованных людей среди многочисленных посетителей собора довольно мало - все больше туристы.
Но и без туристов иногда очень сильно чувствуется разобщенность в приходе - разобщенность между прихожанами и сотрудниками и разобщенность прихожан между собой: очень часто люди приходят на службу помолиться (или отработать) и уходят и не хотят или не могут «влиться в коллектив», начать заниматься каким-то общим делом. А ведь хочется, чтобы мы были единой «семьей», общиной - и вместе преодолевали трудности, занимались творчеством, росли духовно.
Юрий Думби, старший алтарник
Юрий Думби |
В Церковь я пришел в 20 лет, тогда было много вопросов, связанных с происходящими внутри меня духовными переживаниями и с самой Церковью. Жизненные обстоятельства сложились таким образом, что я оказался в Казанском соборе. Участие в жизни прихода помогло разобраться со всеми моими чувствами и внутренними переживаниями и укрепило моё решение посвятить свою жизнь служению Святой Церкви.
Для меня храмовая община, прежде всего - коллектив алтарников. Это около 10 человек, с которыми у меня сложились дружеские отношения. Кто-то из них учится, кто-то работает, есть семейные люди, однако жизненные обстоятельства не мешают им посвящать своё свободное время прислуживанию в храме. Образованию нашего коллектива алтарников мы, во многом, обязаны диакону собора - Константину. Будучи всегда внимательным к просьбам ребят, а также систематически уделяя своё драгоценное время занятиям по церковным дисциплина, он снискал уважение и признательность у алтарников собора.
Наш храм находится в центре города, окружённый торговыми и деловыми центрами, где поблизости нет жилых районов. Несмотря на это - у нас достаточно большой приход, что является заслугой наших священников во главе с настоятелем Казанского собора протоиереем Николаем Иноземцевым, которые своей пастырской заботой смогли привлечь людей в храм. Так что, немало прихожан добирается с окраин города и даже из Подмосковья.
Во время парадов и праздничных мероприятий Красную площадь перекрывают, но с посещением прихожанами богослужений проблем не возникает, поскольку вход в собор со стороны Никольской улицы остается открытым. Подобные общественные мероприятия создают сложность для посещения лишь туристам, которых в такие дни в соборе, становится значительно меньше.
Собор посещает много туристов, людей мало церковных, т.н. «захожан», но такая открытость не создаёт проблемы, а является лишь некоей особенностью храма. У каждого храма есть свои особенности - эта одна из них. В этом я вижу положительную сторону, поскольку люди могут взглянуть на православие изнутри, а не основывать своё представление на предрассудках и суевериях. У людей появляется возможность приобщиться, через проповедь, к нравственному и догматическому учению Церкви, к красоте православного богослужения, храмовой архитектуры, иконописи.
Проблемы существуют, но в целом, с Божией помощью, их удается решать, и община существует, живет. Храм восстанавливался как памятник архитектуры, т.е. изначально не для богослужений, и в нем отсутствовала вентиляция. Когда я впервые оказался в соборе, то мне показалось, что это здание гораздо старше, чем оно было на самом деле - такой он был внутри темный и мрачный.
Усилиями отца настоятеля собор преобразился. В 2005-м году был отреставрирован фасад, через год - восстановлены росписи собора, и теперь он сияет внутри и снаружи и это прекрасно.
Хотелось бы видеть больше ребят в числе алтарников собора, поскольку богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером - иногда помощников не хватает, что негативно сказывается на благолепии службы.
Так что проблемы есть, но они успешно решаются.
Кирилл Зейналов |
Кирилл Зейналов, студент факультета журналистики МГИМО
В Церковь я ходил с мамой с детства, а потом получилось, что одна ее знакомая посоветовала прийти именно сюда. И первая исповедь в 7 лет у меня была в Казанском соборе.
Этот храм мне очень нравится: здесь уже привычно по-домашнему, все свои и обстановка очень хорошая. С прихожанами общаемся, есть взаимовыручка. Например, мне для института надо было снимать фильм, и я задействовал двух ребят из храма, они очень помогли.
Конечно, общение, например, в институте и в храме отличается, это как две противоположные грани. В храме - надежные люди, добрые, понимающие. А в институте все-таки каждый сам за себя. Кто-то помогает - слава Богу. А в храме общение более открытое, уютное. Здесь тебе действительно рады. На приходе не только духовно соприкасаешься со святыней, но и встречаешь близких людей и, не побоюсь этого выражения, с пользой проводишь время.
В наш храм заходит много людей. Один раз я встретил Гуса Хиддинка, тогда еще тренера сборной России по футболу. Мы с другом подошли и стали по-английски ему что-то объяснять и попросили автограф. Он был молчалив: все посмотрел, дал автограф - и ушел.
А еще встретил Бориса Корчевникова, который играет в сериале «Кадетство». Но он к нам в храм заходит нередко.
Валентина Резникова , научный сотрудник Института научной и технической информации РАН
Валентина Резникова |
Прихожанкой Казанского собора я стала в 1998 г. В этом году погиб наш батюшка иерей Алексей Грачев, настоятель храма Рождества Христова в Митино, в который я ходила. Батюшка был педиатром, является автором книжки «Когда болеют дети», музыкантом - записал с отцом Романом Тамбергом несколько дисков духовных кантов.
Тогда отец Игорь Фомин, теперь клирик Казанского собора, наш батюшка, был еще семинаристом и иногда пел на клиросе храма в Митино. Отец Алексей, отец Игорь и другие начинали духовно окормляться у одного духовника - отца Василия Владышевского, настоятеля храма в селе Алексино.
На приходе нас сплачивают общие дела, которыми мы занимаемся с благословения батюшки. Это забота о детях-инвалидах, ездим в детский дом в Дмитрове: покупаем необходимое, организуем праздники. Занимаемся с ними в больнице, когда привозят на лечение в Москву. У них нарушения органов движения, у некоторых совсем не работают руки и ноги. Сначала надо было дежурить ежедневно, по часам, сейчас нужно другое. В этой деятельности мы подружились с детьми и ближе узнали друг друга.
Этим детям нужна помощь, общение с новыми людьми. Им интересно как строятся отношения в семье, как устроен дом, т. к. большинство из них дети-сироты. Еще важно, чтобы кто-то подталкивал их к учебе, объяснял как это важно. У них больше поводов «отдохнуть», не сделать домашнее задание, чем у здоровых детей. Они болеют, им тяжело, операции, лечение... Важно, чтобы кто-то настраивал их на правильный лад.
И хотя вроде как мы их учим, на самом деле и они нас многому учат. Например, духовной стойкости, терпению. Сколько у них проблем - но между собой они продолжают общаться как обычные дети, радуются, играют. Рядом с ними действительно становишься лучше.
Батюшка благословляет на эту деятельность тех, кто имеет внутреннее устроение, возможности по времени, домашним обстоятельствам. У многих в общине есть свое послушание - петь на клиросе, читать, убираться, заниматься библиотекой, организовывать паломнические поездки и др. Так что у всех есть своя сфера деятельности в общине.
Конечно, бывают непростые ситуации и проблемы. Не хватает помещения, в котором можно было бы собраться после литургии, поделиться впечатлениями, обменяться мнениями, пообщаться. Ведь в древнехристианских общинах собрания верующих, агапы, были естественным продолжением литургии. А пока мы стараемся пойти вместе в какое-нибудь кафе не далеко от храма, попить чаю, побеседовать. Если у батюшки есть возможность, он тоже к нам приходит.
Когда мы ходим в храм и причащаемся одного Тела, становимся друг другу в духовном смысле ближе, чем родственники. Если кого-то долго не видишь в храме - начинаешь переживать, узнавать, что случилось.
В этом году мы с батюшкой ездили к Плащанице и Терновому венцу, были в Турине, Париже. В Париже причащались в храме, где долгое время служил наш настоятель протоиерей Николай Иноземцев. И там особенно ощутили, насколько близки, насколько стали родные друг другу, осознали, что действительно - единое Тело.