Эти подвиги превосходят всякое естество
Итальянка София (Мудрость) жила в Риме во II веке.
Тогда христианство еще не было официально признанной государством религией. Многие воспринимали христиан как одну из иудейских сект, а потому относились к ним не просто настороженно, а враждебно. Еще были живы многие предрассудки относительно христиан, оставшиеся со времен Нерона (он обвинял последователей Христа в поджоге Рима), крепка была древняя языческая вера.
Тех, кто исповедовал веру Христову, обвиняли во всех мыслимых и немыслимых злодеяниях и бесчинствах и с легкостью обрекали на пытки и смертную казнь. Это было время настоящей охоты на христиан, и сотни верных гибли мученической смертью, не желая отречься от Христа перед лицом самых страшных телесных страданий. Принять мученическую смерть значило для них уподобиться Христу, удостоиться великой чести пострадать за своего Спасителя, поэтому христиане с радостью шли на смерть, зная, что получат достойную награду на Небесах и подадут пример оставшимся в живых братьям и сестрам по вере.
Конечно, София, которая была христианской, знала обо всем этом. Она не страшилась, сели случится, пострадать за Христа и после смерти мужа всю се,я посвятила тому, что чтобы дать троим своим дочерям истинно христианское воспитание и насколько возможно укрепить их в вере. Даже имена трех сестер обозначали названия важнейших христианских добродетелей - Веры, Надежды и Любви.
Сестры любили друг друга и свою мать, были благоразумны и необычайно красивы. Бог одарил их многими талантами, так что они изучали апостольские и пророческие книги. много читали и внимали поучениям наставников.
Семейство обращало на себя всеобщее внимание, и в конце концов слух о нем дошел до самого императора Адриана Это был жестокий правитель, ревностный язычник, который не терпел христиан.
Император пожелал немедленно видеть Софию и ее дочерей у себя во дворце. Вряд ли кто-то мог противиться приказу правителя, а уж тем более слабая женщина, у которой не было даже мужа, который мог ее защитить. София повиновалась приказу императора, умоляя Бога о том, чтобы он не оставил их в этот момент.
Удивительно, но она просила не о том, чтобы Господь избавил их от мучений (София понимала, что, как только Адриан узнает, что они христианки, пытки будут неизбежны), а о том, чтобы он укрепил их сердца и не дал им убояться страданий и смерти.
Конечно, император тут же спросил христианок об их вере. Нисколько не смущаясь, София ответила:
- Я христианка - вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться.
Император не стал спорить с вдовой, а отправил ее на три дня пожить у одной знатной женщины по имени Палладия. Вероятно, она была язычницей, и Адриан надеялся, что своим красноречием и хитростью она сможет убедить христианок отречься от своей веры.
У Палладии София день и ночь поучала своих дочерей (старшей, Вере, было 12, Надежде - 10, а Любови - 9 лет) и утверждала их в вере. Она старалась подготовить их к будущим мукам.
- О, дочери мои прекрасные! Вспомните мои болезни при рождении вашем, вспомните труды мои, в коих я вскормила вас, вспомните слова мои, какими я учила вас страху Божию, и утешьте мать вашу в ее старости вашим мужественным исповеданием веры во Христа. Для меня будет торжество, и радость, и честь, и слава среди всех верующих, если удостоюсь я именоваться матерью мучениц, если я увижу ваше доблестное за Христа терпение, твердое исповедание Его святого имени и смерть за Него.
С трудом можно представить себе, как разрывалось и болело сердце матери, когда она произносила эти слова! Мать, которая всегда заботилась о своих дочерях и дала им жизнь, теперь сама готовила их к смерти и желала их смерти. Трудно, почти невозможно вынести телесную смерть своего ребенка, особенно когда знаешь, что в твоих силах предотвратить ее. Но гораздо страшнее для Софии была возможность духовной смерти хотя бы одной из дочерей, если бы она побоялась страданий и отреклась от Христа.
Воспитанные на Священных книгах и твердые в вере, дочери поняли свою мать. Возможно, иногда она оставляла их, чтобы в одиночестве поплакать, помолиться Господу и укрепить саму себя, чтобы не поддаться искушению и не отступить от веры. И тогда сестры разговаривали между собой, еще больше укрепляя друг друга.
Когда они снова пришли во дворец, Адриан решил действовать хитростью, побеседовав с каждой из девочек отдельно. Он видел (и наверняка это подтвердили рассказы Палладии), что София точно не отречется от Христа. Но ведь ее дочери еще малы, и их легче будет уговорить или в крайнем случае запугать.
Сперва правитель говорил со старшей - Верой. Она отказалась принести жертву богине Артемиде, и император велел пытать девушку. Ей отрезали груди, но вместо крови из них истекло молоко. Вера не отреклась. Ее положили на раскаленную железную решетку, но молитва спасла ее от ожогов. Бросили в котел с кипящим маслом и смолой - и оттуда она вышла невредимой. Тогда император велел е обезглавить.
Перед смертью девушка просила помолиться за нее и напомнила сестрам, что у них одна мать и один Отец и что они тоже должны быть мужественны.
- Пусть буду я для вас примером, дабы и вы обе шли за мною к призывающему нас Жениху нашему.
Потом была очередь Надежды. Сначала е бросили в огонь, из которого она вышла невредимой, а потом повесили на дерево и стали строгать тело железными когтями.
- Христос моя помощь. и я не только не боюсь муки, н желаю ее, как сладости райской... Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, которых ты почитаешь за богов, - говорила девочка и молилась.
Адриана задели эти слова, и он велел снять Надежду с дерева и бросить в котел, как Веру. Но едва мучители подошли к котлу, как он растопился, и кипящие смола и масло обрызгали самих мучителей Надежды.
Разъяренный император велел отрубить Надежде голову.
Подобно сестре, девочка попросила мать молиться за нее и, поцеловав на прощанье младшую сестру, сказала:
- Не оставайся здесь ты, сестра, предстанем вместе перед Святою Троицею.
Адриан не пощадил и Любовь, которая была совсем ребенком. Сначала ее растянули на колесе и били палкой, потом бросили изуродованную малышку в печь. По Божией благодати с неба снизошла роса, которая потушила огонь. Искры вылетели из печи и обожгли бесчеловечного императора.
В отместку он велел сверлить тело девочки железными буравами и, наконец, обезглавить.
Софии Адриан «милостиво» даровал жизнь.
Она молча забрала тела своих дочерей и с почетом похоронила на холме за городом. Три дня София провела рядом с могилой, молясь Богу и благодаря Его за то, что Он укрепил ее дочерей и не дал отречься от веры, и скончалась. Христиане погребли ее тело рядом с дочерьми.
София не претерпела телесных страданий, но можно представить себе, как терзалось ее сердце, оттого что она видела муки любимых дочерей и боялась, как бы они не отступили от Христа.
«Здешние жестокие и невыносимые страдания мученики терпят в течение краткого времени, а по отшествии отсюда они восходят на небеса, причем ангелы предшествуют им и архангелы сопровождают их, потому что не стыдятся подобных себе рабов и решились все сделать для них, как и те решились потерпеть все для Христа, своего Владыки. По восшествии на небо, сретают их все святые силы... ангелы сретают и все вышние силы стекаются отвсюду - видеть их раны, и, как некоторых героев, возвратившихся с войны и сражения с великими трофеями и после многих побед, радостно принимают всех их и приветствуют, потом ведут их с великим торжеством к Царю небесному, к тому престолу, исполненному великой славы, где херувимы и серафимы... Так как они показали величайшую любовь, то Он дружески и принимает их, и наслаждаются они тамошней славой, соединяются с ликами (ангельскими), участвуют в таинственных песнопениях» (Иоанн Златоуст).