Монгол - сын тигра

Недавно на экраны вышел новый фильм Сергея Бодрова-старшего «Монгол». Знаменитый режиссер представил зрителям свое видение истории жизни великого завоевателя, опираясь на труды русского историка Льва Гумилева.

фото: ruskino.ruНа создание фильма о монгольском завоевателе Чингисхане знаменитому режиссеру потребовалось два года, благословение монгольского шамана, многочисленные консультации специалистов по истории и культуре. Романтический  образ главного героя не оставит зрителя равнодушным.  

«Не презирай слабого детеныша, он может оказаться сыном тигра» - со слов монгольской пословицы начинается фильм. И действительно, судьба маленького мальчика Тимуджина из рода Эсугея с первых минут превращается в непростую, тяжелую и полную невероятных приключений жизнь.

Что видит маленький Тимуджин? Кровную месть, грабежи, убийства, постоянные набеги. В этом раздробленном хаосе все быстро меняется, так происходит и в жизни Тимуджина: 9-летним мальчиком в один день он выбрал себе невесту, потерял отца и стал врагом для своего клана. Но маленький Тимуджин, как и положено будущему герою, оказался очень стойким: кочуя в одиночестве по степи, он сумел преодолеть страх смерти, страх унижения, ненависть. Красиво вплетена лирическая, любовная линия фильма, правда отдаленно напоминающая историю любви из «Отважного сердца»: единственной музой, спасительницей, вдохновительницей Тимуджина, без которой он не мог представить свою жизнь, была его супруга Борте - та самая 10-летняя девочка, которую он выбрал много лет назад.

«Монголы из-за женщин не воюют, никому об этом потом не рассказывай», - говорит брат Джамуха, неохотно соглашающийся выделить тысячное войско, чтобы вызволить из племени меркитов украденную жену Тимуджина. В образе Борте воплощается та Монголия, о которой мечтает Тимуджин - прекрасная, сильная, спокойная, многодетная, в которой сочетаются мудрость, преданность. «Монгольский язык - самый красивый язык, ты только послушай, - говорит Тимуджин cвоей названной дочери, - скоро все будут говорить на монгольском языке», - со спокойной уверенностью говорит будущий Чингисхан, и эта внутренняя уверенность завораживает, а главное - удивляет: нет еще ничего, кроме вновь обретенной свободы после китайского рабства и семьи. Почти до конца фильма нет и намека на ту великую армию, которая покоряла мир, перед зрителем есть лишь образ волевого, мужественного кочевника-одиночки.   

Финальное, наверно, самое зрелищное в этом фильме сражение снято безупречно, с отличными спецэффектами. фото: ruskino.ruИнтересно смотрится хорошо снятая стратегия боя, яркие образы воинов новой армии Тимуджина: в латах, в шлемах, действующих жестко, четко, словно роботы, выставленные в авангарде армии. Вызывает восхищение фигура самого Чингисхана, словно мистический непобедимый воин, он проходит сквозь ряды солдат, спрятавшихся за щитами от сильнейшей грозы на поле боя.  

Фильм взывает к самым тонким эстетическим чувствам, и действительно, снято красиво: пейзажи степей Казахстана и Китая, костюмы героев, плавно льющаяся монгольская речь, сочетающаяся с песнопениями, и, конечно, безупречная игра актерского состава. Главную роль в фильме сыграл Таданобо Асано, суперзвезда японского кино («Затойчи», «Табу»),  Сун Хон Лей («Семь мечей»), звезда китайского кино, Амаду Мамадаков, единственный российский актер, участвовавший в фильме, известный по картинам «9-я рота», «Солдаты». Роль жены Тимуджина - Борте - сыграла монгольская студентка-журналистка.

фото: ruskino.ruЧингисхан в фильме Бодрова представлен совсем иным, чем утвердившийся образ в нашем сознании: здесь нет жестокого, кровожадного завоевателя, стирающего все на своем пути, наоборот, он справедлив и мужественен, прирожденный воин напоминает мудреца отшельника, который претерпел унижения, несправедливость, боль, но которому за все его терпение открылись судьбы мира, и он наперед знает, что будет и как действовать, в нем ни разу не возникает и капли сомнения.

Задумка режиссера была в том, чтобы показать, каким на самом деле был великий предводитель монголов «раскрыть его, как человека», это удалось. Только очень смущает противоречивое чувство того, каким благородным и справедливым Бодров рисует Тимуджина, который и войско собрал только ради того, чтобы навести порядок в Монголии. И этот романтический образ героя никак не вяжется в голове с теми многочисленными кровопролитными войнами, в которых утопил мир великий монгольский хан. И только в последнем кадре режиссер пытается привязать сюжет к исторической действительности и выводит на первый план огромную фигуру Тимуджина, за спиной которого видна бесчисленная железная армия монголов, и этот образ напоминает зрителю о реальных исторических событиях, связанных с именем Чингисхан.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале