Воспоминания о «светлом» прошлом
В трехзальном помещении выставки вы найдете фотографии Кубы, Вьетнама и России. Эпитеты, коими можно долго награждать выставку и мастерство самого фотографа, пожалуй, будут здесь неуместны. Речь пойдет о символах, образах и «золотом сечении».
Кубинская серия фотографий самая ранняя на этой выставке. Это работы, выполненные в 1998-2002 годах. Большие полотна (именно так их можно назвать, потому что по композиции и цветовому решению их можно сравнить только с картинами) полифоничны.
Угол зрения - это то, что вам понадобится при рассмотрении работ. Если взять многозначную Comproamor, то можно постепенно маленькими шажками приближаться к ней, а потом также медленно удаляться и опять приближаться, тогда возникнет ощущение вхождения в фотографичное полотно. Это театр реальности, изрезанный объективом Мура. Все кубинское - яркое как то солнце, что светит в этой стране, но двери и окна здесь заколочены. Фотограф не лишает полотна символики: окна, решетки, деревянные двери, запертые на ключ, бюсты вождей и несоразмерность эпох. В чем видит Мур несоразмерность? Пожалуй, каждая из представленных им стран - кладезь богатств и потенциалов, возможностей как нереализованных, уже зарытых, так и новых, недавно возникших, теперь ждущих своего часа. Лестницы, ведущие в будущее, уводят взгляд зрителя от обшарпанных зданий советской эпохи, от грязных вьетнамских дворов. Но что будет дальше?
«Натурщица» - работа из русской серии. Этакая дама за 30, восседающая на возвышении, сложив покорно руки, смотрит на нас надменно и будто говорит: «Я готова, пишите меня, вписывайте в вечность». Здесь явно влияние живописи. Надо сказать, Эндрю Мур отлично владеет законами искусства, например правилом «золотого сечения», использует его по назначению.
Россию Мур снимал и осмысливал с 2000 по 2004 год.
Театр в Иркутске без зрителей, туфли, спрятанные на полках в Мосфильме, балетные принадлежности - оборотная сторона российской культуры, привлекательная и ничуть не грустная. Пожалуй, только корабль «Академик Федоров» на одном из полотен заставляет взглянуть на историю иначе, сравнить мощь человеческого разума и слабость человеческого тела.
И здание Национального Университета уже во Вьетнаме, ветхое, но сохранившее следы былого величия, вызывает вопрос: «А чему здесь учат?»
Все просто у Эндрю Мура. Законы гармонии никто не отменял, поэтому гиперболы и превращения, переходы от лучшего к худшему и обратно, столкновение образов «правых» и «левых» присутствуют в полной мере.
Историческая память фотообъектива, возможно, по-новому сохранила известные артефакты.
Работы Эндрю Мура можно посмотреть здесь: http://www.andrewlmoore.com