Покрой землю снежком, а меня женишком!
Праздник Покрова Пресвятой Владычицы Богородицы установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х века в царствование византийского императора Льва VI Мудрого.
В то время византийцы воевали с сарацинами. Жители Константинополя молились Богородице, чтобы Она защитила город. И вот во время всенощного бдения св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний увидели в воздухе Божию Матерь со множеством ангелов и святых. Она помолилась Господу, чтобы Он сохранил византийцев, и в знак Своего покровительства простерла на молящимися Свой покров - омофор.
На Руси Покров стали праздновать при князе Андрее Боголюбском около 1164 года.
Народное сознание интересно «переработало» византийское предание. Рассказывали, что однажды жители одной из деревень отказали странствующей Богородице в ночлеге. За это Илья-пророк наслал на них сильный дождь, грозу и крупный град. Но Богородица сжалилась над людьми и спасла их от смерти, развернув над деревней Свой покров.
Покров Богородицы стал для людей очень важным символом. Это не
просто развернутое над их головами в конкретный исторический момент покрывало.
Это непрестанные молитвы Богородицы ко Господу, которые покрывают обездоленных
и помогают страждущим. Это вечная, непреходящая защита, кров, под который
всегда можно спрятаться и найти там материнское тепло, понимание и любовь.
Народное сознание очень конкретно. И этот молитвенный, невидимый, но ощущаемый
покров оно представляло в виде сотканной из золотых и серебряных небесных нитей
пелены. Был даже такой заговор: «На море-окияне, на острове на Буяне лежит
бел-горюч камень; на сем камне стоит стол престольный, на сем столе сидит
красна девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьет Она,
вышивает золотой иглою».
Раньше говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».
Нередко в этот день выпадал снег. И этот снежный покров земли связывался с
омофором.
Была и другая ассоциация: омофор - фата, головной платок, которым покрывалась
невеста во время свадебного обряда. Поэтому этот день в народе считался
свадебным.
«Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Если на Покров
выпадет снег, то это предвещает много свадеб». В праздничное утро девушки торопились
пораньше прийти в церковь: считалось, что раньше выйдет замуж та, которая раньше
поставит свечу к Празднику. «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня
женишком!» - просили незамужние девицы.
Была такая примета: если Покров весело проведешь, дружка милого
найдешь. Поэтому девушки в этот день не работали. В деревнях устраивались
шумные игры, танцы и песни. На Покровскую вечерку к девушкам часто приходили
парни, приносили конфеты, пряники, орехи. В этот день замечали, какой парень за
какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та, которая получала в праздник
Покрова от парня какой-нибудь подарок (только не ножницы и не иголку).
В этот день было принято не только молиться об удачном замужестве, но и
венчаться. Играть свадьбу на Покров было к тому же удобно: к этому времени
заканчивались полевые работы, и крестьянское хозяйство, как правило, было в
достатке.
Покров - время перехода от осени к зиме. По народным поверьям, в такой
переломный момент нужно по возможности оградить себя от всякой нечисти. Молодые
женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели, чтобы уберечь себя от
«призора недоброго глаза». Старухи бросали в печь изношенные за лето лапти,
чтобы «прибавить себе ходу на зиму». Для предохранения от зимней простуды
маленьких детей обливали на пороге дома водой сквозь решето.
В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи.
Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок: обычно рабочих
нанимали на год - от Покрова до Покрова. После Покрова, завершив
сельскохозяйственные работы, многие крестьяне, особенно если владели
каким-нибудь ремеслом, уходили из деревни в город на заработки.
В Сибири к Покрову прекращалась
охота на медведя, так как он ложился в берлогу. С Покрова охотники уходили в
тайгу промышлять белку, соболя и других пушных зверей.