Архиепископ Нижегородский Георгий: постится не один человек, постится вся Церковь
Наиболее полно богословие поста разработано в монашеской традиции. Святитель Василий Великий называет пост «началом покаяния», «врачевством, истребляющим грех», «оружием ополчения против демонов», «уподоблением Ангелам». Пост также служит крыльями для молитвы, а в социальном измерении пост – источник мирной и благополучной общественной жизни.
При этом церковное, соборное измерение поста, его сущностная связь с самой природой Церкви не были полностью рассмотрены в этой традиции.
Патролог и богослов протоиерей Георгий Флоровский дал новый импульс осмыслению аскетической проблематики в соотношении с жизненной реальностью благодатного единства Церкви. Аскетическую идею самоотвержения Флоровский выводит из истины единства Церкви. «Самоотвержение расширяет сферу нашей личности», — указывает Флоровский.
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий |
В дальнейшем протопресвитер Александр Шмеман в своем богословии ставил задачу выявить и осмыслить онтологическую связь между Церковью, литургией и постом. Шмеман попытался вернуть в современное богословие евангельский язык святого апостола Иоанна Богослова и определить сущность Церкви, ее богослужения и благочестия через понятие любви.
Наиболее полно смысл поста раскрыт в богослужении Прощеного воскресенья. Примирение христиан друг с другом – не только возможность для их последующего примирения с Богом, но и воссоздание Церкви как единства, Церкви в ее первоначальном замысле – как Тела Христова. «Субъектом поста является не хаотическое множество разрозненных индивидуумов, но Церковь как собрание любви. Именно и только Церковь способна встретить воскресшего Христа и вновь принять от Него дар новой жизни, и поэтому постится в ожидании Воскресения тоже вся Церковь, примиренная и собранная в единении любви», — указывает архиепископ Георгий.
Великий Пост – также время подготовки оглашенный к Крещению; была и практика предкрещального поста. Казалось бы, можно предположить, что верные постятся ради отпущения собственных грехов, совершенных уже после Крещения. Но архиепископ Георгий привел свидетельство святого Аристида (II век) о том, что в ранней Церкви была распространена практика поститься не столько для личного духовного возрастания, сколько ради блага своих по вере. Молитва с постом понималась как духовная милостыня и действенное средство освобождения других от власти сатаны. Общецерковный предкрещальный пост за катехуменов (оглашенных) имел значение всем доступной формы экзорцизма, столь необходимого для освобождения новообращенных от грехов, порабощающих их диаволу. Также пост был выражением жертвенной любви и заботы христиан о тех людях, которые только находились на пути в Церковь.
Такой пост владыка Георгий связал с вопросом о необходимости предкрещальной катехизации особенно интенсивно в Великий Пост с совершением Крещения в Великую Субботу. Это не только вопрос церковно-исторических ислледований, но вопрос духовной жизни современной Церкви, считает архиепископ Георгий.
Особенный отклик вызвало рассмотрение поста как миссии и диаконии. Эти два «практических аспекта» поста сегодня «в очень слабой мере актуализированы не только в нашем современном богословском мышлении, но и в литургической практике, и в пастырской проповеди».
Диаконический аспект поста таков: «пост является источником милостыни и должен пробуждать в постящихся деятельное сострадание к нуждающимся и обездоленным». Однако отрывок из книги пророка Исайи, где Господь обличает через пророка постящихся «для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» читается в Церкви только в конце поста – в среду шестой недели, поэтому остается обычно не услышан большинством, а сам пост проходит под знаком Покаянного Канона преподобного Андрея Критского. При этом даже если пастырская проповедь о милосердии звучит, она не находит поддержки в богослужении.
Однако служение милосердия – не нечто внешнее по отношению к подвигу воздержания. В «Пастыре» Ерма мы читаем о том, что воздержание создает предпосылки для диаконии: «В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, оставшееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте и бедному». Этот аспект поста владыка Георгий призывает актуализировать в сегодняшней церковной жизни.
Второй практический аспект поста, который, по мнению докладчика, вытеснен еще дальше на периферию современного церковного сознания, — миссионерский. Пост предварял выход Христа на проповедническое служение, пост «выражает полное посвящение себя на служение Богу и является свидетельством самоотвержения и непреклонной верности Ему». Миссионерство – это один из даров Духа, и для стяжания этого дара необходим пост – как усилие для очищения сердца и укрепления воли, как выражение ожидания и надежды на Бога.
При этом в богослужениях Петровского – Апостольского – поста нет молитв о том, чтобы Господь «выслал делателей на жатву Свою» - наставил и укрепил миссионеров. Архиепископ Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковной миссии, считает этот факт достаточно печальным.
Отмеченные архиепископом Георгием практические аспекты поста также считает особенно важными епископ Афанасий (Евтич). Владыка Афанасий напомнил, что изначально память апостолов Петра и Павла не была связана с постом, и потому особенно знаменательно, что Церковь установила апостольский пост. Он также напомнил, что пост необходим не только перед Крещением, но и перед хиротонией священника. Потому постились Варнава и Павел, отсылаемые из Антиохии в Иерусалим. Владыка поделился воспоминанием молодости – о том, как вскоре после его пострижения в монахи одна инокиня сказала ему: если тебе трудно, начни с телесного поста. Это подобно тренировке у спортсменов, сравнил владыка.
Вопрос о посте был поднят на секции, посвященной аскетическому Преданию Православной Церкви. В этот же день на секции обсуждались вопросы возможности непрестанной молитвы для современного человека, место принципа послушания в современной аскетической практике, учение отцов Восточной Церкви о страстях и др.