Мир Габриэль Шанель & «Шанель» в мире
В Москве та, чье имя стало почти нарицательным, - создательница не только универсального «маленького черного платья», твидовой «двойки» и собственной линии парфюмерии, но и костюмов к всемирно известным дягилевским балетам.
Концепция организаторов - с одной стороны, рассказать о творчестве Габриэль Шанель, а с другой - показать истоки и дальнейшую жизнь ее открытий. В экспозиции представлена не только одежда из ее коллекций, но и личные вещи модельера и ее друзей, а также предметы искусства прошлого и настоящего. Все это, созданное Шанель, Пикассо, Браком, Родченко... и привезенное с разных концов света, призвано обрисовать целую эпоху в искусстве, яркую и многогранную. Здесь немногочисленные экспликации (основная их часть оставлена на сайте: www.chanel-exposition.ru ) уступают дорогу эмоциональному воздействию на зрение, слух и обоняние зрителя. И неудивительно, ведь этот путь наиболее простой и самый действенный. Согласно знаковому для Шанель числу «пять», пространство разделено на пять павильонов («Черный», «Венеции», «Пески», «Красный» и «Твиды»). В них как бы разворачивается сам творческий процесс: ткани и цвета, с которыми она любила работать, аромат ее духов, музыка и звуки французской речи, превращаются в платья, блузы и пиджаки. Словом, в те вещи, которые в большой мере определяют стиль и образ человека.
Однако ткани и цвета были для Шанель не просто подсобным материалом: как и творчество всякого художника, ее искусство стояло на перекрестке всевозможных ассоциаций. Разные географические регионы, разные эпохи и культуры давали импульс к созданию ее образов. Даже цвет был символически насыщен для самой Шанель, но одновременно в ее творчестве обретал новые смыслы. Так, линия «черного», начинаясь ассоциациями с сиротским детством в приюте, приходит к изысканной и роскошной строгости кружева, бархата и атласа, сопровождаемых, скажем, звуком падающих монет. Красный и золотой вбирают в себя яркие краски византийского и венецианского искусства, одновременно напоминая о революционности Шанель в искусстве. В то же время неброские цвета твидов заставляют вспомнить природу Великобритании, вдохновлявшую еще Констебла и Гейнсборо, чьи пейзажи также представлены в экпозиции.
Один из интересных ходов устроителей выставки - поиск интерпретаций того или иного предмета, цвета, образа не только у Шанель, но также у ее предшественников, современников и более поздних художников. Подчас возникают неожиданные ассоциации - созданные Шанель образы были далеко не однозначны. В них лаконичный абрис силуэта подчеркивал женственность, в них строгая простота сочеталась с изящностью. И разные грани, разные характеры, созданные тем или иным костюмом, видны на многочисленных фотографиях в каждом из павильонов. Здесь почти агрессивная красота соседствует с мягкостью, а лирика - со строгостью. Здесь жизнь шанелевских твидовых «двоек» проходит в портретах Марлен Дитрих, Жаклин Кеннеди и Леди Дианы.
Отрадно, что такая выставка проводится именно в Пушкинском музее, где в пространство, привычное к образам классического искусства, вторгается - нет, органично входит - индустрия современной моды и fashion-фотографии. Посвященная Габриэль Шанель экспозиция рассказывает о мире конкретного человека. Неслучайно входящего в зал зрителя встречают кипы пустых белых книг, на страницы которых проецируются сменяющие друг друга изображения. Там мелькают английские пригороды и венецианская лагуна, старинный собор и богатый особняк, витражи, зеркала и фонари, морские волны и вода на стекле автомобиля, - вот карта географических и культурных ассоциаций Шанель. А книга - метафора жизни, которую она создала.
Но в то же время перед нами культурный срез целой эпохи - мира Дягилева, Стравинского, Пикассо, Жана Кокто и Раймона Радиге, Пьера Реверди и Жоржа Брака... И поэтому более точным кажется французское название выставки, согласно которому перед нами раскрывается «Искусство как вселенная». И «двойное твидовое окно» в последнем павильоне - окно в ту вселенную, в ту эпоху, одним из символов, «брендов» которой стала «Шанель»...
При подготовке статьи были использованы материалы www.rian.ru