Крещение и Миропомазание. Богословские аспекты

Одна из секций второго дня форума была посвящена Таинствам Крещения и Миропомазания - тем, с которых начинается бытие человека как христианина. Мы предлагаем вам краткий обзор наиболее интересных докладов.
Установочный доклад ректора НижДС Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия «Таинства Крещения и Миропомазания: Богословские аспекты» суммировал достижения сакраментологии в отношения двух Таинств, обязательных для каждого христианина.

Таинства были рассмотрены в христологическом, тринитарном, пневматологическом, сотериологическом, экклезиологическом аспектах.

Представляется небезынтересным упомянуть некоторые положения доклада, касающиеся христологического аспекта Крещения.

Крещение - особое Таинство. «Отцы Церкви, верные учению Господа Иисуса Христа и Его апостолов, согласно учат, что христианин умирает и воскресает со Христом, обретая спасение и вечную жизнь, через участие в особых священнодействиях, прежде всего - в Крещении и Евхаристии» (см. Мк. 16; 16 и Ин. 6; 54) Не следует забывать и о том, что «в практике древней Церкви Крещение, Миропомазание и Евхаристия совершались подряд, образуя великое таинство христианского Посвящения».

«Сам Господь Иисус Христос употреблял слово «крещение» для обозначения Своего искупительного подвига - страданий, крестной смерти, погребения и воскресения». Мы знаем, что на просьбу Своих учеников Иакова и Иоанна Господь ответил: «Не знаете, чего просите... Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься...» (Мк. 10; 38-39) и так же говорит Господь о Своих будущих страданиях в Евангелии от Луки: «Крещением должен я креститься» (Лк. 12; 50). «Таким образом, в евангельском учении Господа Иисуса Христа креститься - значит соучаствовать в Его смерти и восересении, пройти по Его крестному пути, умереть для мира, чтобы возродиться в Боге».

Но крещение, о котором говорит Господь, не только мученичество. По слову свт. Кирилла Иерусалимского, «Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во время гонений крестились собственною кровию». Именно так - как соумирание и совоскресение со Христом - учение о Крещении и было воспринято апостолами.

«Крещение есть крест», - говорит св. Иоанн Златоуст. Он же объясняет, каким образом и в каком смысле крещаемый умирает со Христом: «Чем для Христа был крест и гроб, тем для нас стало крещение, хотя и в другом отношении: Христос умер и погребен плотию, а в нас умер и погребен грех... То и другое - смерть, но не в отношении к одному и тому же бытию: во Христе - в отношении к плоти, а в нас - в отношении ко греху».

 

Еще одним примечательным выступлением стал доклад А. А. Ткаченко (ИВИ РАН; ЦНЦ «Православная эециклопедия»; МДА; ПСТГУ) «Крещение в Новом Завете: происхождение и смысл обрядовой стороны таинства». В докладе было показано, что «ошибкой было бы искать истоки христианского Таинства Крещения в раввинистической традиции или мистериальных культах Греко-римского мира, как это делали ученые XIX - 1 пол. ХХ века, или считать учение и практику христиан простым продолжением учения и практики ессейской секты, что было свойственно ученым 2-й пол. ХХ века. Наилучшим образом историко-культурному контексту I века, времени возникновения христианства, соответствует понимание христианского таинства как продолжения служения Иоанна Крестителя. И только в свете Священного Писания смысл христианского таинства раскрывается во всей полноте».

 

Чрезвычайно интересным оказался доклад проф. Поля де Клерка (Католический университет Парижа, Франция) «Практика и богословие Конфирмации».

Докладчик отметил, что рассуждение о конфирмации в контекте отношений между Православием и Католичеством требует уточнения того, что имеется в виду под термином «конфирмация», ибо он не проистекает из Нового Завета. Поэтому  в докладе был прослежен исторический генезис Конфирмации, а также высказаны некоторые размышленияо целях, которые ставит ее существование в Католичестве.

Генезис Конфирмации

«...Для взрослых оглашенных в древности богослужения христианского посвящения имели место чаще всего на Пасху (по крайней мере, на Западе) или во время Богоявления (на Востоке), во всех случаях они были связаны с Господским праздником, богослужение в честь которого возглавлял епископ; они состояли из крещения водой, за которым следовали послекрещальные обряды, и заканчивалось служением Евхаристии. Продолжать совершать богослужение таким же образом уже не было возможности, начиная со второй половины IV века из-за большого количества желающих принять крещение. Мы видим, что Восток и Запад избрали два пути, которые в то время отнюдь не были антагонистическими. На Востоке право возглавлять данное собрание перешло от епископа к пресвитерам; лишь только миро всегда освящалось патриархом. Запад сделал то же в отношении обряда водоосвящения и евхаристии, которые в дальнейшем служились пресвитерами, но сохранил за епископом право совершать миропомазание и возложение рук после крещения... именно отсутствие епископа создало данную проблему, и именно оно вынудило впоследствии передать право совершать пресвитеру послекрещальные обрды. Таким образом, происходит изъъятие послекрещальных обрядов из ряда всего последования богослужения, где они бы нашли свое место». Почему за епископом так упорно сохранялось право совершения послекрещального обряда? «Можно полагать, что был сформулирован серьезный богословский взгляд. Он подчеркивает соотношение хрстианского посвящения с поместной церковью, не дающей сделать из этого местный праздник или искать богословское основание для конфирмации, как это часто делается сегодня в контексте пастырской работы с молодежью. Данное соотношение с поместной Церковью предусматривает также пневматологический аспект, так как именно от Духа рождается Церковь... именно Святой Дух является источником трех тел Христа: тела земного... тела евхаристического... и тела церковного, в которое верующие входят с помощью помазания, проводимого после крещения епископом на Западе». Итак, термин «конфирмация» появился ене из-за изобретения новой реальности, а просто по причине разделения во времени двух полюсов богослужения, ранее бывших едиными. Сегодня в католичестве изменился смысл термин «крещение»: раньше он обозначал полноту обрядов, предшествовавших Евхаристии, теперь он противопоставляется конфирмации.

По мнению проф. П. де Клерка, католикам необходимо исправить свою концепцию конфирмации, дабы приблизить современную практику к древнему обряду Посвящения, который начинался Крещением и заканчивался Евхаристией.

Всего в течение дня было прочитано и обсуждено десять докладов. К великому сожалению гостей и участников конференции, на заседание не смогли приехать проф. Андрей Лосский (Свято-Сергиеский институт, Париж, Фрнция), доклад «Учение некоторых отцов Церкви V-VIII вв. о Крещении и Миропомазании» и свящ. Сергий Говорун (КДА), доклад «Богословские аспекты и практика приема в Православие из инославия». Их доклады были представлены в письменной форме.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале