Критская икона в Москве: Византия после Византии
Все иконы, представленные на выставке, принадлежат так называемой «критской школе», которая стала наследницей византийской художественной культуры после падения Константинополя в 1453 году. Уникальными считаются две иконы XV века — «Богоматерь Глюкофилуса (Сладкое лобзание)» иконописца Ангелоса (он эмигрировал на Крит из Константинополя, и если бы не отдельные детали, икону можно было бы отнести еще к Константинопольской школе), а также «Введение Богоматери во Храм». Последнюю икону предоставил Церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии.
Геннадий Попов |
На открытии выставки директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов сказал, что эта выставка чрезвычайно важна, так как «проблема феномена Критской поствизантийской иконописи исключительна и в контексте развития современного религиозного искусства, и в контексте развития предшествующих эпох». Геннадий Попов упомянул, что в организации выставки приняли участие Исторический музей, Третьяковская галерея, Церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии и семинарии, а также частные коллекционеры, такие как Константин Воронин, Михаил Абрамов. «Контакты с коллекционерами приобретают все более активный, планомерный и плодотворный характер», — с удовлетворением сказал директор музея.
Елена Юхименко |
Заместитель директора по научной работе Государственного исторического музея Елена Юхименко отметила, что греческая тема постоянно присутствует и в работе Исторического музея, поскольку в его собрание в свое время влились крупнейшие коллекции как меценатов, так и других музеев. Это не только иконы, но и рукописи и документы. Елена Юхименко предполагает, что в будущем на совместных выставках будут и рукописи. Сегодня Исторический музей дал на выставку двадцать икон. Елена Юхименко надеется, что выставка Критской иконы будет посещаться не только специалистами, которые найдут здесь материал для своих исследований, но и широкой публикой.
Куратор выставки, заведующая научно-исследовательским отделом музея Лилия Евсеева рассказала о том, что критская икона — «последняя вспышка греческого гения такой высоты и значимости». Критские иконы известны по всей Европе, в Италии и во Франции, например, куда они попадали «естественным образом»: их заказывали на Крите и привозили в Европу. В Россию такие иконы попадали в качестве даров царю или митрополитам, но мы знаем такие древние иконы только по описям. Из активного интереса к критской иконе Русь была исключена: отсюда критские мастера заказов, видимо, не получали. Критской иконы в России, по мнению Лилии Евсеевой, не было бы без увлечения коллекционеров — от графа Уварова, приобретавшего эти иконы в Неаполе, Риме, Милане, и графини Тенешевой, которая разыскала один из шедевров выставки на европейских рынках — триптих мастерской ведущего критского мастера Андреаса Ридзоса.
Лилия Евсеева |
Памятники, показанные на выставке, — не случайный набор произведений, а шедевры, — подчеркнула Лилия Евсеева. Основателю Критской школы Ангелосу принадлежит одна из представленных икон: этот мастер прибыл на Крит из Константинополя в XV веке, и сохранились договоры и завещания этого мастера. Его икона приобретена в Лондоне в прошлом году Михаилом Абрамовым. Также в выставке участвуют иконы из собрания коллекционеров-греков из Мюнхена, которые сами проявили инициативу и привезли на выставку экспонаты своего собрания.
Михаил Абрамов |
Коллекционер Михаил Абрамов («Музей русской иконы») рассказал об истории приобретения иконы, которая стала эмблемой выставки и размещена и на обложке каталога, и на афише. «Это было как наваждение, как первая любовь, как необыкновенное чувство. До этого ни одной греческой иконы в нашей галерее не было». А потом в галерее Тембла эта икона привлекла внимание коллекционера. Он до того читал книги о том, что икона могла составлять приданое царевны или быть подарком императору. И при взгляде на эту икону Михаил Абрамов понял, что подобная бесценная икона должна выглядеть именно так. Икона была приобретена без предварительного изучения, но затем исследования показали, что чувства не обманули коллекционера. Михаил Абрамов считает очень важным творческий союз частных коллекционеров и государственных музеев: исследование приобретений, которые делают коллекционеры, представляет особенный интерес.
Заведующая сектором живописи Государственного историко-культурного заповедника «Московский Кремль» Татьяна Самойлова рассказала корреспонденту «ТД», что название «Критская» для иконы такой традиции условно — это поствизантийская икона, то, что называют «Византия после Византии». Византия пала, но мастера остались, и огромная диаспора была на Крите, а также в Италии, в Венеции. Они продолжали творить в соответствии с канонами православного искусства, усвоенным в византийской традиции стилем. При этом они подвергались и воздействию новой среды, в которой оказались. С одной стороны, очень традиционная техника, с другой — черты искусства Ренессанса, влияние западных идей и традиций. Критская манера очень традиционалистская, и поэтому специалистам иногда трудно датировать иконы, различить XV или XVI век, потому что канон сохранялся. Но в каждом конкретном случае можно отметить те или иные нюансы, пришедшие, например, от Мадонн Ренессанса.
Татьяна Самойлова |
Куратор выставки Лилия Евсеева рассказала корреспондентам, что Крит после падения Византии принадлежал венецианцам, и туда приехали греки, спасаясь от турецкой опасности. «Там был свой собор Сан-Марко, своя готика и свое возрождение, были дворцы с картинами», и византийские мастера, оставаясь православными художниками, приняли многое из этого искусства. Они могли писать в готическом стиле, и над их алтарями бились многие ученые: гибкие критские мастера легко входили в любой стиль. На иконе, написанной в полном соответствии традиции, может внизу быть изображена фигура донатора (человека, заказавшего икону для храма) с ловчей птицей на руке (соколиная охота — статусный знак, поскольку позволить это могли себе немногие), причем этот портрет будет выполнен в традициях Возрождения или венецианского искусства.
Также на открытии члены правления всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», которое возглавляет губернатор Московской области Борис Громов, Дмитрий Даньшин и Дмитрий Смирнов вручили директору Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадию Попову орден «Долг и честь» за беззаветное служение русской культуре.
Развитие византийской художественной культуры на Крите было обусловлено спокойствием на острове в бурные времена турецкой экспансии. Это спокойствие обеспечивали венецианцы, которые завладели островом в 1213 году. После падения Константинополя в 1453 году Крит представлял собой единственный латинский форпост в восточной части Средиземного моря, а после изгнания рыцарского ордена госпитальеров с Родоса в 1522 году и турецкого завоевания Кипра в 1571 году Крит и еще несколько маленьких островов в Эгейском море стали единственным анклавом христианства на территории, где господствовали османы. В 1669 году завоеван был и Крит, но в XV-XVI вв. греки надеялись на другое развитие событий. Крит в это время был центром греческой культуры: сюда уехали греческие интеллектуалы и художники из Константинополя.
До падения Константинополя художественные связи между столицей и Критом не прерывались, но и итальянская культура оказала на критских мастеров сильнейшее влияние. Мастера Крита начинают ощущать свою личную значимость, утверждается обычай подписывать свои произведения. Уже в первой половине XV века в их искусстве появился целый арсенал форм из западного искусства, несущих новую выразительность. Нормой стали и поездки греческих мастеров в Италию. Ведущие мастера, как правило, писали и в восточной, и в западной манерах, отдельные художники специализировались в одной из них. По мнению исследователей, критские мастера не превратились и после падения Константинополя в эпигонов византийского искусства, но осуществили новую фазу его жизни, своеобразно дополнив и древнюю иконографию, и традиционный стиль.
В многочисленный мастерских Крита писали до тысячи образов в год. Подсчет за три неполных века только мастеров, оставивших свои имена, дает более 80 художников. Крупные православные монастыри, такие как монастырь Святой Екатерины на Синае и Иоанна Богослова на Патмосе, а с конца XV века и Афонские обители, богатые дома греков на Пелопоннесе, островах Адриатики и в самой Венеции, где была большая греческая колония, обращаются с заказами к художникам Крита. Католические монастыри Италии, итальянская знать, городские соборы и общины Европы охотно приобретают греческие иконы с Крита.
На выставке в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева можно увидеть около пятидесяти экспонатов из музеев и частных собраний как российских, так и зарубежных коллекционеров. Выставка «Греческие иконы с острова Крит XV—XVII веков. Из музейных и частных собраний» будет открыта до 22 февраля 2011 года. Каталог выставки издан при поддержке коллекционера Михаила Абрамова.