"Не проходя дни поста с унылым лицом..."
Пост - особое время в жизни христианина. Это период прежде всего духовного очищения, но никак не просто "отказа от продуктов животного происхождения".
«Не говори мне, что "я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту", но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть?.. Теперь ищу не того, какова - трапеза, но - произошло ли изменение злого образа мыслей», - писал о посте свт. Иоанн Златоуст.
Святитель советовал верующим не хвастаться праздным, т. е. пустым, лишенным духовной пользы, постом. Помимо духовной работы над собой, Иоанн Златоуст настаивал на том, чтобы верующие думали не только о себе, но и о своих ближних, в особенности о тех, которые испытывают нужду: «Один только пост не вводит на небо, если не имеет своей сестры - милостыни, потому что она соединена с ним, и между ними не только братские и тесные отношения, но милостыня служит даже опорой поста. И откуда это известно? Ангел говорил Корнилию: "Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом" (Деян. 10:4). Милостыня - крыло молитвы; если не сделаешь молитве крыла, то она не летит, а когда душа окрылена, то она быстро несется на небо... Итак, дай сорабу, чтобы иметь должником Господа, для Которого приятно быть должником и Который отдает капитал с лихвой. Не так солнце, освещая лед, заставляет таять, как милостыня, столкнувшаяся со множеством грехов, истребляет их».
О том же говорит Лев Великий: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - Так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
Несколько по-другому трактует значение Рождественского поста Симеон Фессалоникийский: «...пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Второе название Рождественского поста - Филипповский, потому что он начинается после дня памяти апостола Филиппа.
Считается, что Рождественский пост имеет древнее происхождение. Однако первые упоминания о нем встречаются лишь с IV века. Лев Великий, который жил в V веке, называет Филиппов пост древним установлением и придает ему значение жертвы за собранные плоды.
В древности в разных Церквах количество дней Рождественского поста не было одинаковым. Только в XII веке на Константинопольском Соборе была определена продолжительность поста в 40 дней.
«Итак, будем поститься, возлюбленные, не проходя дни поста с унылым лицом, но располагая ими со светлой душой, как рабы Христовы», - писал Иоанн Златоуст.
Иллюстрация на главной: www.illustrators.ru