Диакон Сергий Трубачев - «неведомый» композитор
Мария Сергеевна Трубачева |
Настоятель Татьянинского храма, протоиерей Максим Козлов, начав встречу с молитвы («Здесь столько поющих собралось, что молитву можно и прочитать»), отметил значимость музыкального наследия диакона Сергия Трубачева в современной богослужебной и, соответственно, церковно-певческой практике. Он попросил рассказать об отце Сергии его дочь, присутствовавшую в зале. Мария Сергеевна Трубачева рассказала о наиболее запомнившихся мероприятиях, посвященных памяти ее отца. Первая такая встреча прошла в музее музыкальной культуры им.М.Глинки, когда исполнялось 80 лет со дня рождения Сергия Трубачева. Значимыми событиями стали исполнение «Литургии» в Лондоне – Лондонским Русским хором под управлением Евгения Тугаринова - и концерт в Московской консерватории. Мария Сергеевна напомнила основные вехи жизненного пути композитора и «передала слово» певчим, заметив, что «специалисты расскажут о нем лучше».
Вечер открылся Задостойником Рождества Христова, который исполнил хор храма святой мученицы Татианы. Прозвучали также наиболее известные произведения Трубачева: тропарь «Пречистому Образу Твоему», седален службы всем святым, в земле Российской просиявшим, - «Мужайся, Христова Церковь», Богородичен на явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому – «О сладкаго Твоего гласа» - и многие другие сочинения отца Сергия, прочно вошедшие в рабочий репертуар певчих университетского храма. Смешанный хор делился на женский состав («Свете тихий») и мужской, который образовался из певчих Татианинского храма и храма пророка Илии (таким составом были исполнены «Малое славословие» и «Трисвятое»). Одно из самых известных сочинений композитора – песнопение «Кто ны разлучит от любве Божия» - было вынесено в финал концерта.
Михаил Никешичев |
В центральной части концерта в исполнении солистки Большого театра Яны Иваниловой прозвучали камерно-вокальные произведения Трубачева, практически неизвестные даже почитателям его таланта. Перед выступлением певицы слово взял заслуженный артист России Михаил Никешичев, исполнявший фортепианную партию. Он отметил, что творческие искания отца Сергия вполне отвечали духу эпохи, в связи с чем вспомнил опыт полифонической и подголосочной обработки Знаменного распева и русской песни Сергея Танеева, обращение к русской музыкальной традиции у Сергея Прокофьева в его «Сказках старой бабушки» и Сонате №4 из Старой тетради, а также и у Анатолия Александрова в Сонате №9. Музыкальное наследие отца Сергия, по словам Никешичева, профессора Московской консерватории, – это новая и необычная обработка русского мелоса. Использование приемов хорового письма в камерной музыке – эту особенность композиторской техники Трубачева он отметил как безусловный вклад в русскую музыкальную мысль. Михаил Валерьевич выразил сожаление по поводу несправедливого невнимания музыкальных историков к камерному наследию отца Сергия, которого в наши в буквальном смысле слова открывают
Слушатели |
музыканты и слушатели. Так, в ноябрьском концерте 2010 года в Московской Духовной Академии, который также был приурочен к дате кончины отца Сергия, впервые прозвучали романс «Весеннее успокоение» на слова Федора Тютчева, песня «Вербная суббота» на слова Александра Блока, в котором, по выражению Никешичева, «простенькие детские стишки» удивительным образом ложатся на музыку, напоминающую «строгановское письмо или фрески Софии Новгородской», а также «молитва» (жанровое определение Никешичева) «Звезде утренней» на стихи Павла Флоренского. Подлинным рождественским подарком для всех пришедших на концерт в Татьянинский храм стало первое исполнение романса «Утес» на стихи Михаила Лермонтова – одного из самых ранних сочинений отца Сергия, датированного 1949 годом.
«Камень, его же небрегоша зиждущии, станет во главу угла», «удивительное целительное имя – отец Сергий», «чистый источник» - такие ремарки звучали в этот вечер в зале вместе с музыкальными произведениями диакона Сергия Трубачева.
Как и предыдущие, концерт 12 января был благотворительным. Пришедшим на него предлагалось за «добровольное нетарифицированное пожертвование» приобрести программу концерта, все средства от продажи которой пойдут в фонд помощи бездомным «Пельмешки на плешке», организованном молодыми прихожанами храма.