Декабрьская оттепель. Ансамбль южнорусской песни "Жар" выступит в Москве
Ансамбль «Жар» существует с 1992 г . Был организован семьей Ивановых – Анатолием Ивановым, этномузыковедом и Викторией Ивановой, певицей фольклорных песен и преподавательницей вокала. Основу репертуара составили полевые записи. 4 человека из 6 участников ансамбля, аспиранты и преподаватели Филологического факультета МГУ, кафедра фольклора.
История и кредо ансамбля
Ансамбль существует с 1992 г. Он был организован семьей Ивановых – Анатолием Ивановым, этномузыковедом и Викторией Ивановой, певицей фольклорных песен и преподавательницей вокала. Основу репертуара составили полевые записи. За 30 лет усиленной экспедиционной работы А. Ивановым и участниками «Жара» было собрано большое количество уникальных песен. Сегодня большую часть из них уже не только не поют, но и не помнят. Многих исполнителей нет в живых. Ансамбль рос, новыми участниками становились не только музыканты или люди с музыкальным образованием, но и филологи-фольклористы, тесно связанные с народной культурой, и люди с природным голосом - люди, которые влюблялись в эту очень особенную музыку. Именно любовь к традиционной песне заставляет нас мучиться со старыми пленками, вслушиваться в голоса ушедших людей. Их пение – живое ядро нашей работы. В каждой песне партии каждого из нас соответствуют партиям народных певцов, исполнивших для нас эту песню. Мы знаем, что возродить чужой голос, смолкшую музыку невозможно – ее место в той культуре, в той жизни, откуда она родом. Наша работа – это наш поиск, наш собственный маршрут, проложенный по бескрайним полям традиционной песни.
Концертные программы:
Музыка Великого поста
Весна в русской крестьянской традиции - это не столько таяние снега, ручьи и подснежники, сколько особое состояние духа и плоти, томящихся в ожидании общего пробуждения, встречающих светлый праздник Пасхи и освобождение земли и начало работ на ней. Но пока еще, постом, земля дремлет, а душа скорбит. Веселиться и петь (как говорят бабушки в деревнях, «играть песни») в Великий пост запрещалось. Разрешены были только строгие и простые по напеву «духовные стихи» о святых, мучениках, о душе и наказании. Не разгуляешься. Но издавна, по традиции более древней, чем христианская, в это время «кричали» специальные заклички, водили обрядовые хороводы – торопили весну, отогревались после зимних морозов, встречали разлив воды и первую траву. Эти напористые, сильные песни также оказались приурочены к Великому посту. Из всего разнообразия постовой музыки в программу концерта вошли духовные стихи о Страшном Суде, о двух братьях Лазарях – богатом и бедном, «Плач Иосифа», проданного братьями в рабство и народный стих о Богородице; «птичьи» заклички – просьбы-заклинания принести весну на крыльях из-за моря; игры ранней весны: «селезень» гонится за «уткой», «заюшка» кланяется «красной девке», «баринь» просит девку «замуж за себе» и еще несколько необычных, редких постовых песен.
Служил Юрьюшка тридцать лет и три года
Традиционная песня повествует о людях очень особенным образом. Ее герои – обобщенные образы: женихи и разбойники, казаки и солдаты. И в то же самое время, странным образом, мы узнаем в них отдельных людей с их личной историей и судьбой. Юноша мужает в играх и борьбе с товарищами. Встречает любимую и берет ее в жены. В скором времени его призывают на службу, и он отправляется в путь. Жена провожает его. В стране война. Его берут в плен, но он бежит. Раненый в сражении, он умирает. История жизни одного человека, повторенная в сотнях других, век за веком. Умирающий воин – или он только спит, спрашивает традиционная песня. Может быть, все это – только сон?
Более подробную информацию о выступлениях ансамбля "Жар" вы можете получить по телефону 953-01-68
Интернет - издание "Татьянин день"