Русская Православная Церковь отмечает день памяти святителя Петра - митрополита Московского
В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания, внимательно изучал Священное Писание и обучился иконописанию. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места, которое нашел на реке Ратс, где и поставил келию и подвизался в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским, а святой Петр был избран его игуменом.
В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.
Уже с 1322 г. митрополит практически безвыездно живет в Москве. В 1325 г. здесь, в Москве, святитель Петр рукополагает на Новгородскую кафедру архиепископа Моисея. Однако, об официальном переносе церковного центра речи пока нет, ибо нет повода переносить ее из крупного, вполне процветающего Владимира в куда менее значительный городок Москву.
Между тем, в Москве Петра окружают почетом и уважением. Митрополит отвечает дому московских Даниловичей искренней дружбой. В 1325 г. он погребает в московском Кремле убитого в Орде Димитрием Тверским Юрия Даниловича. Юрия сменяет на Московском княжении Иоанн Калита. Своему любимцу Петр оказывает всемерную поддержку. Чувствуя приближение смерти, святитель решает, что должен быть погребен здесь, в Москве.
В том же году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело особенно важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал грядущее освобождение Руси от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Его мощи должны как бы освятить будущую столицу Руси. Поэтому по совету Петра Калита в августе 1326 г. (то есть в конце строительного сезона – полное «неразумие» с точки зрения технологической по меркам того времени!) спешно закладывает первый в Москве каменный храм – Успенский собор в Кремле.
Здесь святой митрополит собственноручно устраивает свою гробницу – в алтаре строящегося храма, вблизи жертвенника. Святитель Петр скончался 20 декабря 1326 г. и был погребен в еще недостроенном Успенском храме. Но вместе с тем нельзя не увидеть в обращении митрополита к Москве и Промысла Божьего об этом граде, которому скоро суждено будет стать новой духовной и политической столицей Руси.