Выставка Александра Студеникина: Восстановленная красота
Преображенский храм в Оптиной Пустыни |
Из представленных на выставке работ сам Александр Студеникин выделяет ту, которую как раз могут увидеть в реальности все желающие - построенный по его проекты Преображенский храм в Оптиной Пустыни. На вид аккуратный храм в стиле XIX века кажется небольшим, на самом же деле может вместить много молящихся.
- Сначала думали строить водосвятную часовню, но святейший патриарх Алексий II ознакомился с проектом и благословил строить храм, - вспоминает Александр Студеникин.
На одном из выставочных фото – молебен при закладке первого камня, который отслужил сам патриарх Алексий II. Архитектор Студеникин вспоминает, что тогда ему вдалось совсем немного пообщаться с предстоятелем Русской Церкви. В память о встрече осталась подаренная патриархом икона. На память о строительстве храма – молитвы на ежедневных утренних и вечерних богослужениях, общение с братией и каждодневная работа в мастерской прямо перед строительной площадкой (что очень удобно, чтобы следить за процессом стройки).
Патриарх Алексий II совершает молебен |
Одной из целей архитектора было создать храм, который сможет «вписаться» в ансамбль монастыря. Когда храм открыли и совершили первое богослужение, насельники Оптиной Пустыни признались архитектору, что у них ощущение, будто этот храм всегда там и стоял.
После завершения работ в Оптиной последовало приглашение на Святую Землю: увидев новопостроенный Преображенский храм, насельницы монастыря Марии Магдалины на Елеонской горе предложили скульптору помочь им с реставрацией храма, правда, об этой работе на выставке не рассказано.
Выставка работ архитектора Студеникина сначала проводилась в здании Союза архитекторов России и была приурочена сразу к трем юбилейным датам: 60-летию, 25-летию занятия реставрацией и 25-летию членства в Союзе архитекторов. Для самого Александра Студеникина это своеобразый итог 25-летней работы, возможность оглянуться назад и дать себе отчет в том, что было сделано за два с половиной десятилетия. Содержание экспозиции – наиболее крупные и значительные работы архитектора.
Следующие три здания, представленные на выставке, стоят друг за другом почти в самом центре Москвы, однако войти внутрь них могут далеко не все. Это здание «Банка Москвы» (ул. Кузнецкий мост, 15), здание напротив него, бывший Торговый дом братьев С.М. и П.М. Третьяковых (ул. Кузнецкий мост, 13/9) и Московский дом художника (ул. Кузнецкий мост, 11).
Три здания с Кузнецкого моста знамениты и историей, и архитектурой.
Здание "Банка Москвы" |
В здании нынешнего «Банка Москвы» некогда размещался Московский международный торгово-промышленный банк Полякова, так что банковское назначение дома на Кузнецком мосту никуда не ушло. Сам проект был удостоен Диплома Правительства Москвы за лучшую реставрацию памятников архитектуры за 1995 год.
В первую очередь дом этот интересен угловой планировкой: фасад и главный вход размещаются на углу, в месте пересечения улиц. Как рассказал реставратор Александр Студеникин, за основу идеи здания архитектор взял планировку банка «Святого Духа» (есть и такой) в Ватикане.
- Это фантастически интересный проект! - рассказывает реставратор. – Внутри этот банк выглядит как настоящий дворец.
При реставрации использовались подлинные материалы, например, за мрамором для лестниц ездили в Италию (часть ступеней была просто стерта), так что у специалистов получилось восстановить первозданный вид здания. Для реставраторов это работа на высоком уровне мастерства.
- Для архитектора работа с подлинными материалами чрезвычайно важна, это ни за что не сравнится с использованием искусственных материалов! – делится впечатлениями архитектор.
Конечно, жаль, что такую красоту смогут увидеть немногие.
Парадная лестница в здании "Банка Москвы" |
- Я бы с удовольствием открыл двери и пустил туда всех желающих, - признается Александр Студеникин. – Но я же не могу навязать свои правила: банк – учреждение закрытое. Но я жалею об этом, потому что в здании действительно есть на что посмотреть, а люди этой красоты не видят!
Следующее здание стоит прямо напротив «Банка Москвы» - это бывший Торговый дом братьев С.М. и П.М. Третьяковых, в котором до революции размещались международный банк «Лионский кредит» и антикварный салон Дациара.
Международный банк был открыть специально для обслуживания иностранных магазинов Кузнецкого моста. В левой части здания располагался антикварный салон Дациара, где продавались художественные произведения, которые не вошли в собрание Третьяковской галереи. По всему городу - на рынках, в лавках – скупались произведения искусства, а потом знатоки живописи приезжали в салон и точно знали, что здесь можно купить хорошие картины.
Здание построили по проекту знаменитого архитектора А.С. Каминского – учителя Ф.О. Шехтеля.
Интересно, что в интерьере здании сохранилось много подлинных элементов: двери, часы (в которых пришлось только восстановить заменить механизм), чугунная галерея в бывшем помещении салона Дациара.
Чугунная нгалерея и мозаичные полы |
В годы советской власти в здании размещались службы Генеральной прокуратуры. По какой-то причине полы были залиты 6-сантметровым слоем бетона, и в процессе реставрации специалисты открыли под ними остатки чудесных мозаичных полов. Полы сохранились частично, так что где-то их нужно было отреставрировать, а где–то – выложить заново. Теперь эти полы – одна из «изюминок» восстановленного интерьера.
Третье здание с Кузнецкого моста – пассаж «Сан-Гали», нынешний Московский дом художника». «Сан-Гали» был одним из первых московских пассажей В левой его части размещалось знаменитое кафе «Питтореск», в котором читали стихи Блок, Маяковский, Бальмонт, Есенин.
В советское время у здания полностью снесли фасад, потому что он мешал – на 3 м выступал за «красную линию», отмечавшую границу, за которую здания не должны были выходить. Вместо него сделали обычную стеклянную витрину.
Фасад восстановили за одно лето, но до сих пор удивительно, как в 1960-е годы могли так легко разрушить это удивительное здание.
Пассаж "Сан-Гали" |
Среди представленных на выставке работ – прекрасные московские усадьбы, в которых теперь размещаются разнообразные представительства и организации и в которые поэтому невозможно попасть. Большинство из них – памятники федерального значения. По закону они арендуются у государства, и арендатор обязан следить за их состоянием. Реставрация ведется, однако для большинства москвичей восстановленная красота старых московских домов остается невидима.
Есть среди представленных работ и хорошо знакомые многим здания, например, усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.
Выставка в притворе храма святой Татианы при МГУ – один из вариантов увидеть, какие удивительные памятники архитектуры пока еще существуют в России.