В преддверии Великого поста
Снова звучит благовест весны небесной, отверзаются двери покаяния, к плачу зовется душа на реках Вавилонских в приближении Великого поста. Доносятся ли до нас эти зовы? Касается ли нашего сердца тихая их благодать? Способны ли еще мы на них отозваться? Так мы проверяем себя невольно в своем оцепенении, растерянности и испуге духовном. Уже не один раз в последние годы нам казалось, что переполнена мера грехов и страданий и наступают последние времена. Удел человечества становится как будто все тяжеле, и в тяжести непосильных испытаний изнемогают наши немощные души. И однако Господь, пророчествуя и о последних временах, все-таки прибавляет: «Претерпевший же до конца спасется!» (Мф. 24:13). Значит, не должно быть границы христианского мужества и долготерпения, все побеждающего, с такой неумолимостью нам это повелевает христианская совесть. Если мы и станем, жалуясь, исчислять тягости жизни, ее скорби и ужасы, то все равно не исчерпаем изобретательности во зле духов злобы и их служителей и только будем ввергать себя в состояние страха. А этого-то и хочется «мироправителям тьмы века сего», победы над нами духовной, но и ее-то именно и не должны мы над собой допустить.
Во времена былые нам естественно являлась доступной духовная жизнь, теперь же мы призваны к трудной и мужественной борьбе за самое ее существование в нас. От нас требуются ныне непрестанные усилия как для внешнего, так и внутреннего самосохранения. Однако судьбы мира неизменно остаются во власти Божьей, попущение зла знает свою меру и промысел Божий ведает пути человеческие. Он запечатлевает своею печатью избранных своих, от всех колен и языков, и ангелы Божий вместе с нами гюборают воинства вражий. Такова наша вера. Бог знает и немощь нашу, и мы должны искушаться ею и ныне. Сам человек не имеет собственных для себя весов, которые пребывают в руках Седящего на престоле, и мера эта различна во дни благополучия и времена испытаний.
Великое может явиться ничтожным, как и малое великим. А потому мы и сами одинаково не должны искушать себя требовательностью непосильной, как и поблажать себя в лености духовной. Мы знаем, сколь трудно дается теперь жизнь духовная, и как редки и малодоступны ее вдохновения. Нам кажется порою в унынии, что нас постигает богооставленность, но сами впадаем в окамененное нечувствие, охладевает молитва, оскудевает любовь, в душе воцаряется серая тупость. Но то не Бог оставляет нас, ибо всегда Он близок к нам, а мы Его оставляем, не ищем познать Его близости, утвердиться в ней, тогда именно, когда это всего нужнее, ибо всего труднее. Мы вспоминаем, каким благодатным даром, легко и радостно нам подавалось это чувство близости Божьей, каким торжеством духовным являлись для нас и эти дни приближения Великого поста, погружение в его спасительные воды. Теперь немногим уже, лишь на краткие мгновения доступны эти утешения. Однако нищий ценит последнюю лепту, которую еще имеет, притом не меньше, но, может быть, полнее и больше, нежели былые богатства. Ныне испытывается наше терпение и верность. Но — говорит Христос — «не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть» (Откр. 2:10). К нам, верным ныне, как неким избранникам, запечатленным печатью Божьей, призванным к великому долготерпению, обращена и Его любовь и обетование: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказую. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3:19) .
Итак, и ныне, вступая в дни четыредесятницы, станем не устрашаться своей немощи, но радостно вдохновляться хотя бы крохами, которые упадут нам от трапезы духовной, и жадно ловить их.
Златоустый проповедник радости пасхальной зовет к ней постившихся и не постившихся, пришедших не только в ранний, но и в последний час, и пусть каждый да не страшится и ныне своей скудости духовной. Каждому доступно погрузиться в себя, став пред Богом, хотя и на краткое мгновение. Едва ли не у каждого найдется возможность хотя бы малого и редкого участия в молитвенном пире Церкви в недели Великого поста, если только этого искать и жаждать.
И каждый призывается очиститься в эти дни покаянием и освятиться общением со Христом чрез приобщение Его Тела и Крови. Надо лишь искренно того возжелать, и это требование к себе не устраняется никакими внешними препятствиями, а только внутренним самоустранением и самоотлучением.
Пусть будет мало это свидетельство нашей верности Христу, но Он ведь обещал нам: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю: вниди в радость господина твоего!» (Мф. 25:21).
Поэтому с приближением Великого поста каждый да вопросит себя, как он откликнулся на это призвание и что может он принести Богу в жертву духовную, — не больше того, что ему по силам, но и не меньше, ибо Господь любит любовию ревнующей. Он сказал: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29). И Он же обещал нам: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя в годину искушений, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле... держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего!» (Откр. 3:10). Аминь.