«Под гербовой моей печатью я кипу грамот сохранил…»
Будущий педагог происходил из старинного дворянского рода, первоначально принадлежавшего, вероятно, к мелкопоместной шляхте. Предок Льва Федоровича, Мартин Людоговский (1590—1661), будучи подданным польской короны, получил в 1648 г. от короля Владислава IV небольшое имение в Смоленском воеводстве. Через несколько лет эти земли отошли к России, и Людоговские стали подданными Российской империи.
Лев Федорович Людоговский родился в Рославле (Смоленская губерния) 18 февраля 1761 г., в день памяти святителя Льва, папы Римского. О его матери нам ничего не известно (вероятно, она рано умерла), отец же, Федор Петрович Людоговский (1730–1798), был священником (впоследствии – протоиереем). Жителям Рославля он запомнился как строитель и настоятель соборной Благовещенской церкви – первого в городе каменного храма. Отец Феодор был также смотрителем городской духовной школы. В его честь назван автор этих строк.
Как сын священника Лев обучался сперва в Рославльском духовном училище, затем – в Смоленской духовной семинарии, которую закончил в 1780 г. Тогдашний смоленский преосвященный, епископ Парфений (Сопковский), за свой счет отправлял наиболее способных выпускников семинарии учиться в Московский университет. Среди них был и Людоговский.
Следующие три года – с 1780 по 1783 – Лев Федорович проводит в первопрестольной. Он учится на философском факультете, с легкостью постигает науки, становится деятельным участником литературных и научных кружков, много пишет. При окончании университетского курса, «за преимущественное пред прочими сочинение диссертации из философского факультета», награжден золотой медалью.
15 сентября 1783 г. Людоговский получил назначение в родную семинарию на должность учителя риторики, математики и французского языка. Молодой учитель снискал уважение и авторитет не только среди своих воспитанников-семинаристов, но и среди передового смоленского общества.
Однако преподавание в духовной школе продлилось недолго. В 1787 г., по пути в Крым, Смоленск посетила императрица Екатерина II. Среди прочих городских учреждений побывала она и в семинарии. Состоявший в свите царицы основатель и главный куратор Московского университета Иван Иванович Шувалов обратил внимание на способного преподавателя, и в этом же году Л. Ф. Людоговский был зачислен в его штат «для исправления письменных дел». С 1790 г. Людоговский состоял при Шувалове секретарем по делам Московского университета.
Шувалов высоко ценил своего молодого сотрудника, но петербургский климат оказывал разрушительное действие на здоровье Льва Федоровича. По рекомендации своего патрона Людоговский в 1795 г. поступает секретарем к адмиралу Н. С. Мордвинову, который в то время был председателем Черноморского адмиралтейского правления. Адмирал отзывался о своем секретаре следующим образом: «Сей Людоговский есть благовоспитанный человек, коего Иван Иванович Шувалов удостоил почитать себе другом, дал мне, по слабости здравия его, в теплейшую страну, и я почитаю его премного». Через три года, в 1798 г., когда Мордвинов был вызван в Петербург, Людоговский переезжает вместе с ним в столицу и занимает должность заведующего канцелярией в правлении только что организованного Государственного вспомогательного для дворян банка.
Но вредное влияние петербургского климата вновь дает о себе дать, и Лев Федорович возвращается в Смоленск. По протекции Н. С. Мордвинова 6 апреля 1799 г. он назначен директором училищ Смоленской губернии. Главное из них, находившееся в Смоленске (оно так и называлось: «главное народное училище»), было основано по указу Екатерины II в 1786 г. в числе прочих учебных заведений подобного профиля. В первые годы директора в губернском училище менялись чрезвычайно часто: за неполные тринадцать лет на этом посту побывало шесть человек. С приходом Льва Федоровича ситуация стабилизировалась – его деятельность в качестве директора училища, а затем и гимназии продолжалась свыше 35 лет.
Первой заботой нового руководителя было приведение порядок школьного хозяйстваа, находившегося в расстроенном состоянии, а также увеличение библиотеки учебных пособий. Вслед за тем Людоговский приступил к решению кадрового вопроса. Среди приглашенных им учителей были выпускники Александро-Невской академии и Санкт-Петербургской учительской гимназии.
В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения. 24 января 1803 г. был издан указ Александра I, согласно которому главные народные училища, при условии их соответствия новым требованиям, преобразовывались в гимназии. Осенью того же года училище было проинспектировано чиновником из Москвы (Смоленск, согласно введенному делению на учебные округа, относился к Московскому округу), который нашел его вполне подготовленным к преобразованию в гимназию – что и было совершено в начале 1804 г. со всевоможной торжественностью.
Дальнейшее развитие губернского образования, как и вообще всей нашей страны, было прервано войной 1812 года. Излишне описывать те разрушения и потери, которые понес Смоленск в этим месяцы. Несмотря на все старания директора, занятия в гимназии, совершенно разоренной неприятелем, возобновились лишь в феврале 1814 г. – но к этому времени был набран один лишь первый класс. В полном объеме учебный процесс восстановился лишь в 1816 году.
В последующие годы в уездных городах губернии открывались всё новые народные училища. Высокий авторитет, которым пользовался Людоговский у жителей губернии, способствовал притоку пожертвований на народное образование со стороны лиц, относящихся к различным сословиям.
Директор народных училищ, при всей своей занятности, вникал во все мелочи гимназической жизни. Как вспоминал его сын, Лев Федорович «постоянно следил за учением, утром рано, пред началом уроков, обходил классы и справшивал учеников, как они понимают заданное, поправлял их, а с некоторыми из них сам занимался у себя, перед учением». «Эту заботливость о питомцах гимназии, – пишет биограф Людоговского, учитель Смоленской гимназии Михаил Аксенов, – он продолжал проявлять и по поступлении более талантливых из них в университет, снабжая их денежными средствами и лестными рекомендациями к профессорам, из которых со многими был в хороших отношениях».
Столь же пристальным и благожелательным было внимание директора и к своим сотрудникам. «Собирая часто у себя на квартире учителей гимназии, – продолжает Аксенов, –Людоговский вместе с ними обсуждал учебные вопросы и, как человек с многосторонним образованием, знавший превосходно как древние, так и новые языки, много содействовал постановке их преподавания на надлежащую высоту».
На годы директорства Л. Ф. Людоговского, помимо реформы 1803/1804 гг., пришлось еще одно переустройство гимназии. 8 декабря 1828 г. императором Николаем I был утвержден новый устав, согласно которому гимназии из четырехклассных были превращены в семиклассные. Набор предметов претерпел существенные изменения: были резко усилены древние языки, математика, отечественная словесность. Во главу угла ставилось образование на национальных началах. Подготовка необходимой для введения нового устава документации заняла у сотрудников министерства несколько лет. До Смоленской гимназии очередь дошла в 1833 г.
После произведенной реформы Людоговский лишь только один год оставался директором гимназии. Получив в 1833 г. чин действительного статского советника (немалая редкость для педагога по тем временам), он, по причине расстроенного здоровья, 4 августа 1834 г. вышел в отставку и вскоре переехал со всем своим семейством в Москву, в заблаговременно купленный дом во Вспольном (Георгиевском) переулке. (Потомки Л. Ф. Людоговского проживали в этом доме вплоть до его сноса в 1957 г.)
В столице Лев Федорович возобновил знакомство с профессорами Московского университета и другими представителями научной интеллигенции. Однако его жизнь в удалении от трудов была недолгой. Скончался он 4 февраля 1838 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
Из сочинений Людоговского до нас дошло только одно – «Географический словарь Нового Завета, содержащий в себе по азбучному порядку описание земель, областей, городов, рек, островов и других географических предметов, находящихся в Новом Завете, с показанием древнего и нынешнего их состояния», изданный в Петербурге в 1790 г. Известно также, что Лев Федорович составил записки о придворной жизни времен Екатерины II, об ученых собраниях у Шувалова, – но всё это погибло в огне пожаров 1812 года.
Л. Ф. Людоговский был награжден орденом св. Анны II степени с алмазными знаками и орденом св. Владимира IV степени. По распоряжению министра народного просвещения С. С. Уварова в актовом зале гимназии был помещен портрет Людоговского.
У Льва Федоровича и его супруги Александры Петровны (в девичестве Лайкевич) было шестеро детей – три дочери и три сына. Двое из сыновей – старший Михаил и младший Николай – учились, как и их отец, в Московском университете.
…А Смоленская гимназия существует и по сию пору. Сейчас она носит имя Н. М. Пржевальского – одного из наиболее известных ее выпусников. В 2011 году гимназия отмечает тройной юбилей: 250 лет со дня рождения Л. Ф. Людоговского, 225 лет самой гимназии (считая от основания училища в 1786 г.) и 50-летие школьного музея. Хочется пожелать вечной молодости одному из старейших учебных заведений Смоленской земли!
Род Людоговских также продолжается. Льву Федоровичу Людоговскому скоро семь лет, и в сентябре он пойдет в первый класс.