"Чти отца твоего и матерь твою..." О святых родителях прп. Сергия Марии и Кирилле
Как-то само собой получалось, что взрослые дети «ходили» за своими состарившимися родителями. Это было нормально и естественно: когда-нибудь за этими детьми будут ухаживать их дети и так далее. Складывается впечатление, что в сегодняшнюю картину «идеального современного мира» старые люди, в том числе родители, как бы не очень «вписываются». Не говоря о том, что ухаживать за больным и пожилым человеком тяжело и требует немало времени, возникает еще один момент: эгоизм, избавиться от которого как можно скорее призывали все христианские святые. Привыкаешь, что мама заботится о тебе с самого детства. Это настолько естественно, что не всегда задумываешься о том, что ей самой нужна забота.
На добро мы стремимся отвечать добром (по идее на зло тоже). А на заботу родителей? Конечно, как справедливо отметил св. Амворосий Медиоланский, «если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга перед ними». Речь идет о том, что они даровали жизнь. Если даже без этого собрать воедино все бессонные ночи, беготню за продуктами и лекарствами, попытки вникнуть во все детские проблемы и пр., долг получится огромным. Его невозможно до конца выплатить, награду за почитание родителей - благо и долголетие - обещает Сам Господь.
И все-таки человеку нужен пример, потому что теория должна подтверждаться практикой.
Один из ярчайших примеров - забота прп. Сергия Радонежского о своих родителях Марии и Кирилле, которых сегодня вспоминает Церковь. Св. Сергий воспринимается как великий учитель монашествующих. Но в отношении родителей он служит образцом и для мирян.
Вспомнив том, что нам известно о семье преподобного, можем увидеть, как родители влияют на детей, а дети - на родителей и как в конечном счете все оказываются связаны между собой.
Кирилл и Мария были благочестивыми людьми. Еще до рождения Сергия и до переезда из Ростова в знаменитый Радонеж они были известны как истинные христиане: молились, помогали странникам, организовывали домашнюю жизнь в соответствии с заповедями. Может, в награду за это Господь и дал им сына Варфоломея - будущего великого подвижника.
За несколько месяцев до рождения ребенка Мария узнала, что это избранник Божий, когда бывший во чреве младенец закричал на литургии. Мария и Кирилл осознали, что такой сын - это не просто дар, но и большая ответственность. Чтобы дать сыну достойное воспитание, они (особенно будущая мама) стали готовить себя к этому.
Родители подают детям пример. И если ребенку было суждено стать подвижником благочестия и воздержания, родители должны преуспеть в этом не меньше него. Мария стала держать себя еще в большей строгости, много молилась и постилась, прекрасно понимая, что через нее все это доходит и до ребенка (известно утверждение, что воспитание человека начинается еще до его рождения).
Когда Варфоломей родился, можно предположить, что Мария, как кормящая мама, перестала соблюдать пост. Но ребенок отказывался брать грудь по средам и пятницам и в остальные дни, если она ела мясо. Тогда Мария, чтобы ребенок не оставался голодным, перестала употреблять мясную пищу. Это была жертва на благо ребенка. Но если человек очищается постом, то получается, что не в меньшей степени это было и великим благом для молодой женщины. Возможно, пост был ей необходим, но держать его ради сына было легче, и Господь предвидел это.
Спустя некоторое время после переезда в Радонеж Варфоломей испросил у родителей благословения уйти в монастырь. В жизни подвижников бывали случаи, когда они удалялись от мирской суеты своевольно (например, живший на рубеже XIX-XX вв. греческий святой Калинник Исихаст). Но это исключительные случаи. «Ни замуж, ни в монастырь без родительского благословения уходить нельзя», - писал о. Иоанн (Крестьянкин).
Родители не препятствовали желанию сына (и разве можно было это делать, зная, что сын еще до рождения был особо отмечен Господом!), но попросили его позаботиться о них до их смерти (Кирилл и Мария уже состарились, а два брата Сергия - Стефан и Петр - были женаты и должны были заботиться о своих семьях). Сергий не противился, не стремился отдать стариков на попечение одного из братьев, а кротко согласился. «Не связанный семейными заботами, он всего себя посвятил упокоению родителей, а по своему кроткому, любящему характеру был как нельзя более способен к этому», - говорится в «Житии» свв. Марии и Кирилла. Надо думать, не каждая дочь сможет так позаботиться о родителях, как этот любящий и благодарный сын!
С одной стороны, Сергий исполнял одну из заповедей. С другой, как отмечает автор «Жития»,- забота о родителях в миру давала ему возможность подумать и еще раз взвесить все за и против монашеской жизни. Ведь после пострига он уже не имел права вернуться в мир.
Желание иночества передалось родителям Сергия, и незадолго до своей смерти они приняли схиму в Хотьковском Покровском монастыре (там жили и старцы, и старицы). Там же они и упокоились.
Известно, как сильна родительская молитва. «Дети! дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством, ибо через оное по вере можете получить благословение Отца», - учил святитель Филарет (Дроздов). Кто знает, не молитвами ли свв. Марии и Кирилла удалось Сергию стать великим подвижником и учителем для всего будущего русского монашества?