Образы иконопочитателей и иконоборцев
Иконография этого образа сложилась к XIV — XV векам. На византийской иконе, написанной в первой половине XIV века из собрания Британского музея, одной из первых икон такого типа, в центре помещается поддерживаемый двумя Ангелами образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы), которую почитали в Константинополе как покровительницу города и всей православной империи. Икона украшена драгоценной шитой золотом пурпурной тканью, внизу — вышитая подвесная пелена.
Торжество Православия. Византия. |
Слева от иконы изображены блаженная императрица Феодора и ее сын Михаил. Именно она после кончины своего мужа — последнего императора-иконоборца Феофила, приняла решение о восстановлении иконопочитания в империи: был свергнут патриарх-иконоборец Иоанн VII Грамматик, созван в 842 году поместный собор в Константинополе, провозгласивший необходимость восстановления почитания икон и анафематствовавший иконоборцев. По завершении собора, в марте 843 года, Феодора организовала церковное торжество.
Иоанн Грамматик. Хлудовская Псалтирь. |
Императрица предложила Патриарху Константинопольскому Мефодию собрать православное духовенство и мирян в первое воскресение Великого поста в церкви Святой Софии. Всех призывали взять с собой Кресты и сохраненные иконы. Возглавляемые Патриархом и самодержцами верующие прошли крестным ходом через город до ворот дворца. После долгого, «сокрушенного многоплавчевного и умиленного взывания Господи, помилуй!»» все вернулись в Святую Софию для совершения Литургии. Иконы были поставлены во всех церквях города и установлено ежегодное празднование Торжества Православия.
Справа от иконы Богоматери Одигитрии изображен Патриарх Мефодий — защитник иконопочитания, мужественно вынесший тюремное заключение и ссылку во время гонений. За Мефодием изображен преподобный Феодор Студит, написавший много трудов в защиту святых икон и монашества, так как императоры разоряли и закрывали обители, бывшие очагами сопротивления иконоборчеству. За устроенный им крестный ход с иконами Феодор был заключён в темницу, а после сослан, но даже из тюрьмы он продолжал писать послания в защиту икон. Преподобный скончался в скитаниях в 826 году, до окончательного восстановления иконопочитания. Конечно, он не присутствовал на Константинопольском соборе 842 года, не был на торжественном молебне, но, тем не менее, изображен на иконе Торжества Православия.
Дело в том, что православное искусство далеко не всегда стремится к точной передаче исторической реальности, и очень часто намеренно нарушает ее. Достаточно вспомнить, например, изображение апостола Павла на иконе Пятидесятницы: апостол Павел на тот момент был еще юношей Савлом, одобрял убийство первомученика архидиакона Стефана и собирался в Дамаск, чтобы арестовывать там христиан. Икона призвана не к дотошному изображению подробностей земной истории, а к передаче средствами искусства иного бытия, выражению глубоких богословских идей и догматов.
Именно поэтому в нижнем ряду фигур иконы мы можем видеть святых, которые приняли мученическую смерть задолго до царствования Феодоры. В центре изображены держащие икону Спасителя святые Феофан Сигрианский и Стефан Новый. Первый участвовал в Седьмом Вселенском соборе, после, при возобновившем иконоборчество императоре Льве V Армянине, был заточен и умер в ссылке. Второй был монахом с Авксентиевой горы, за проповедь о почитании икон и бескомпромиссное личное противостояние самому жестокому иконоборцу — императору Константину V Копрониму — подвергся истязаниям в тюрьме, был приговорен к побиению камнями и по пути на казнь растерзан толпой на улицах столицы. Справа от преподобномученика Стефана — епископ Никомидийский Феофилакт Исповедник, ученик и сподвижник святого Патриарха Тарасия. Во время переговоров со Львом Армянином святитель Феофилакт обличил императора и предсказал ему скорую гибель, за что был заключен в малоазийскую крепость, где томился тридцать лет до самой своей кончины.
Далее справа — преподобноисповедники братья Феодор и Феофан Начертанные. Они добровольно приехали в столицу из Иерусалима (где им ничего не угрожало) на богословский диспут с императором Феофилом. Монах Феофан уличил императора, который мнил себя лучшим богословом империи, в искажении текста Священного Писания. Побежденный в диспуте Феофил вскричал, что нельзя так превозноситься над особой императора, и приказал дать братьям по 200 ударов палками и вырезать на их лицах издевательские стишки его сочинения: «Все люди хотят побывать в Иерусалиме, a эти из Палестины пришли в столицу распространять свои глупости. За это, как злодеи, заклейменные на лицах, они снова изгоняются.» Святой Феодор умер в ссылке, а Феофан выжил и в правление Феодоры стал митрополитом.
В левом нижнем углу иконы — святая с образом Христа Эммануила в руках. Это монахиня Феодосия, пострадавшая в самом начале иконоборчества. Она вместе с другими горожанами попыталась остановить отряд, посланный императором Львом III Исавром уничтожить чтимую икону Спасителя над Медными воротами дворца. Видимо, эта икона была выполнена в технике рельефа, так как офицер, пытаясь сбить изображение, ударял по лику Христа топором. Верующие в негодовании опрокинули лестницу, часть солдат погибла во время народного возмущения. За противодействие властям несколько человек были казнены, в том числе и монахиня Феодосия.
Встреча Феодоры с иконописцем Лазарем. Миниатюра Хроники Иоанна |
В группе преподобных рядом с Феодосией может быть изображен монах -иконописец Лазарь, который, даже находясь в тюрьме, продолжал писать иконы, за что его пытали, прикладывая к ладоням раскаленные металлические листы. По просьбе царицы Феодоры, тайно почитавшей иконы, император выпустил святого из тюрьмы и тот продолжил свои труды, рисуя иконы искалеченными руками. После смерти гонителя Лазарь восстановил образ Спасителя на Медных вратах. Феодора просила Лазаря молиться Богу о прощении ее мужа-иконоборца, который, по преданию, раскаялся перед самой кончиной.
На других образах Торжества Православия часто изображаются святые Патриархи Герман, Тарасий и Никофор, святитель Михаил Синадский, преподобный Иоанникий Великий и другие защитники икон. Этот образ можно назвать «Собором иконопочитателей», в том смысле, в котором иконы, объединяющие святых по какому-то признаку, называются, например, «Собор святителей Московских» или « Собор рязанских святых». Поэтому, в отличии от изображений Вселенских соборов, где почти всегда есть фигуры еретиков, на иконах Торжества Православия иконоборцев нет. Тем не менее, изображения иконоборцев можно найти в византийском искусстве. Они часто встречаются в книжной миниатюре в рамках темы борьбы с иконоборчеством.
Распятие. Хлудовская Псалтирь. |
В созданной около середины IX века в Константинополе Хлудовской Псалтири художник, возможно, монах Студийского монастыря, ясно передал отношение православных к иконоборцам. Иллюстрируя строки 68 псалма «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом», миниатюрист изобразил Распятого Спасителя и двух воинов, один из которых протянул на трости губку с уксусом, другой же пронзил Христа копьем. Ниже этой сцены, прямо у подножия Голгофы изображены иконоборцы, замазывающие известью икону Господа. Художник проводит четкую параллель между распинателями и иконоборцами, он как бы уравнивает их преступления. Идеолог иконоборчества Иоанн Грамматик изображен всклокоченным, с растрепанной бородой, резкие, жесткие складки одежды подчеркивают его динамическое, напряженное движение — он уничтожает образ. Он скорее похож на дикого разбойника, или бесноватого, утратившего человеческий облик, чем на весьма образованного ученого, каким он был. Из-за его плеча, несколько трусливо, на происходящее смотрит епископ-иконоборец Антоний Силлейский.
Строки 25 псалма «Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду. Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду...» иллюстрируются не менее красноречиво. Художник изображает один из иконоборческих соборов, предположительно, собор 815 года. В центре восседает император, слева патриарх-иконоборец, возможно, Феодот I, справа — группа людей, закрашивающих икону. Выше этого «сборища нечестивых» художник помещает святителя Никифора Константинопольского, который отказался идти на судебный процесс, затеянный императором Львом Армянином с целью смещения предстоятеля, удалился в монастырь и умер в изгнании. Патриарх Никофор изображен с образом Спасителя в руках: будучи убежденным иконопочитателем Никифор совершал антиправительственные демарши прямо на глазах императора. Патриарх вместе с Феодором Студитом возглавил православных на устроенном Львом богословском диспуте, созвал верных Церкви епископов и только с ними отслужил всенощное бдение в Святой Софии, увещевал в посланиях императрицу и сановников, а также написал «Защитительное слово ко Вселенской церкви относительно нового раздора по поводу честных икон», что было воспринято как откровенный бунт.
Иконоборческий собор. Хлудовская Псалтирь. |
На страницах Хлудовской Псалтири и других рукописей чувствуются живые отголоски длительной и драматичной борьбы Церкви с иконоборцами. Последние изображены в самом неприглядном виде: бес снабжает их золотом, они богохульствуют, волоча при этом по земле огромные языки, ангел тащит связанного иконоборца за волосы, святитель Никифор попирает ногами Иоанна Грамматика. Такие «жесткие» иллюстрации совершенно не удивляют, ведь многие иконоборцы почитали иконы, но по разным соображениям отреклись. По некоторым данным Иоанн Грамматик в молодости был иконописцем, но оставил эту работу для преподавания и изучения богословия. Миниатюрист изобразив Иоанна под ливанским кедром с кошельком монет и дьяволом, откровенно сравнивает иконоборца с Иудой, предавшим Христа. Даже в закрепившемся в истории за самым ярым императором-иконоборцем Константином V прозвище «Копроним», самым мягкий перевод которого - «Гноеименный», видно отношение народа как к нему лично, так и к доктринам иконоборчества вообще.